Анализ практики применения тарифных квот.

Цели и задачи

Целью исследования является разработка перспективных направлений по совершенствованию применения тарифных квот в ЕАЭС.

Введение и актуальность


Итак, по итогам данной главы исследования отметим, что в разных странах в отношении импорта товаров (в основном, продовольственных) широкое применение получили тарифные квоты, представляющие собой разрешение на ввоз в страну определенного количества товара по пониженным ставкам таможенных пошлин; товары, ввозимые сверх данного лимита, облагаются таможенными пошлинами, применяемыми в соответствии с таможенным тарифом.

Глава 2. Анализ практики применения тарифных квот в Евразийском экономическом союзе


2.1. Нормативно-правовое регулирование применения тарифных квот в Евразийском экономическом союзе

По причине ускоренной глобализации в XX веке для большинства стран значительно возросла роль международной торговли. В то же время стремление защитить собственного производителя с помощью введения тарифных барьеров, импортных квот и полного эмбарго определенных видов продукции препятствовало развитию торговли на глобальном уровне. Одним из первых шагов по преодолению данных препятствий стало подписание «Генерального соглашения по тарифам и торговле» в 1947 г.
Торговые раунды, проходившие под эгидой ГАТТ, позволили в значительной мере снизить внешнеторговые пошлины. В ходе Уругвайского раунда переговоров было достигнуто соглашение о преобразовании ГАТТ в постоянно действующую организацию (ВТО), которая бы позволяла более оперативно решать торговые споры. ВТО в данный момент имеет статус безальтернативного регулятора международной торговли и является единственным инструментом по борьбе с торговой дискриминацией и ущемлением прав отдельно взятых государств. Для вступления в ВТО государство должно изменить свое законодательство в области пошлин и тарифов в соответствии с требованиями организации.
Содержание тарифных квот отражено в самом общем виде в пункте 5 Статьи XIII ГАТТ-1947, в котором указывается, что положения этой статьи (о недискриминационном и транспарентном применении количественных ограничений) применяются к любой тарифной квоте.
В праве Евразийского экономического союза понятие тарифной квоты содержится в п. 2 Протокола о едином таможенно-тарифном регулировании и означает меру регулирования ввоза на таможенную территорию ЕАЭС отдельных видов сельскохозяйственных товаров, происходящих из третьих стран и ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, если аналогичные товары производятся (добываются, выращиваются) на таможенной территории ЕАЭС.
При этом объем тарифной квоты импортируемых товаров, происходящих из третьих стран, не может превышать разницу между объемом потребления такого товара и объемом производства аналогичного товара.
На 2019 г. в отношении ввозимых на территорию ЕАЭС ряда товаров установлены объемы тарифной квоты:
риса длиннозерного, происходящего из Вьетнама, помещаемого под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
мяса крупного рогатого скота;
отдельных видов молочной сыворотки;
иных товаров.
К примеру, решением Коллегии ЕЭК от 28.08.2018 № 141 установлен перечень и объем товаров, в отношении которых в 2019 г. действуют тарифные квоты. Обязательным условием предоставления данных квот является то обстоятельство, что данные товары должны:
являться сельскохозяйственными товарами, попадающими под утвержденные решением ЕЭК коды ЕТН ВЭД ЕАЭС;
быть ввезены на таможенную территорию ЕАЭС;
быть помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, за исключением товаров, происходящих и ввозимых из государств - участников СНГ.
На настоящий момент ЕАЭС имеет действующее соглашение о свободной торговле с Республикой Вьетнам, которым предусматривается свойственное такому роду соглашений снижение ставок ввозных таможенных пошлин во взаимной торговле товарами ЕАЭС и Вьетнама, а также сотрудничество в области торговли услугами, инвестиций и ряда других сфер. В то же время в рамках данного соглашения предусматривается возможность введения ЕАЭС специальных механизмов защиты внутреннего рынка в отношении ввоза товаров из Вьетнама.
В рамках национального законодательства РФ государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2003 № 164-ФЗ посредством таможенно-тарифного регулирования, нетарифного регулирования, мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности.
Ч. 2 ст. 36 Закона РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе», трактует, что тарифная квота является мерой государственного регулирования ввоза отдельных видов сельскохозяйственных товаров, происходящих из третьих стран, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки ввозной таможенной пошлины для импортируемого товара.
Государства-члены распределяют объемы тарифных квот, установленных ЕЭК, между участниками внешнеторговой деятельности в соответствии с национальным законодательством, так, на 2019 г. в РФ приняты:
постановление Правительства РФ от 07.12.2018 № 1495 «О распределении объема тарифной квоты в отношении отдельных видов риса длиннозерного, происходящего из Социалистической Республики Вьетнам, в 2019 году»;
постановление Правительства РФ от 14.12.2018 № 1524 «О распределении объемов тарифных квот в отношении мяса крупного рогатого скота, свинины и мяса домашней птицы в 2019 году»;
постановление Правительства РФ от 08.12.2018 № 1498 «О распределении объема тарифной квоты в отношении молочной сыворотки в 2019 году».
Тарифные квоты могут быть также установлены в отношении экспортируемых товаров. В целях стимулирования развития лесопереработки Правительством РФ принято постановление от 12.12.2017 № 1520, в соответствии с которым утверждены тарифные квоты на вывоз из РФ некоторых видов лесоматериалов и правила распределения тарифной квоты, в соответствии с которыми осуществляется вывоз лесной продукции.
Приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 16.01.2018 № 96 утверждена методика (правила и формулы) расчета тарифных квот в отношении ели аянской, пихты белокорой и лиственницы даурской, отнесенных к кодам ЕТН ВЭД ЕАЭС: 4403 23 910 0; 4403 23 990 0; 4403 24 900 0; 4403 25 910 0; 4403 25 990 0; 4403 26 000 0, и вывозимых за пределы территории РФ в третьи страны.

Заключение и вывод


Проведенное в курсовой работе исследование выполнено в рамках проблемы (задачи) разработки перспективных направлений по совершенствованию применения тарифных квот в ЕАЭС:
– выделено понятие, признаки, назначение тарифных квот. Тарифная квота характеризуется тем, что: предоставляется, как правило, в отношении ограниченной группы сельскохозяйственных товаров и не на взаимной основе; предоставляется в отношении товаров, происходящих из третьих стран, с учетом системы тарифных преференций и действия договоров о зоне свободной торговли; носит временный характер; применяется в виде снижения ставки ввозной таможенной пошлины по ЕТТ (полного освобождения не предполагается); предусматривает предельный объем товаров, которые могут быть ввезены по квоте, с превышением данного количества применятся ставка по ЕТТ;
– исследован международный опыт применения тарифных квот на примере Канады, Китая и ЕС, использующих внутренний квотный тариф и сверхквотный тариф. В основном, тарифные квоты применяются для развивающихся стран (характерно для ЕС);
– изучено нормативно-правовое регулирование применения тарифных квот в ЕАЭС, представленное правом ЕАЭС и законодательством РФ о таможенном деле;
– охарактеризованы условия и механизм реализации применения тарифных квот в ЕАЭС. Правоотношения по применению тарифных квот как мер единого таможенно-тарифного регулирования подпадают под действие механизма применения мер нетарифного регулирования в отношении третьих стран, а правовые основания применения льготных ставок ввозных таможенных пошлин, устанавливаемых ЕЭК для товаров, ввозимых в пределах определенного объема и срока действия тарифной квоты, дополняются наличием действующей лицензии на импорт таких товаров;
– проведен анализ влияния тарифной квоты на структуру внешнеторговой деятельности на примере мяса птицы. На основе анализа применения тарифных квот в отношении импорта мяса птицы можно сделать вывод, что данный механизм таможенно-тарифного регулирования можно признать оптимальным методом регулирования импорта, позволяющим увеличивать отечественное производство мяса птицы;
– определена специфика применения тарифных квот в ЕАЭС, основанная на нормах членства в ВТО, непрозрачности процесса получения лицензий, двухуровневости получения лицензий на квоту.
В настоящее время тарифные квоты устанавливаются в ЕАЭС для восполнения существующего в государствах ЕАЭС недостатка в мясном сырье и молочной сыворотке. В отношении товаров, ввозимых в рамках тарифных квот, в ЕТТ ЕАЭС установлены пониженные ставки ввозных таможенных пошлин. Их применение позволит снизить расходы предпринимателей при насыщении внутреннего рынка государств-членов ЕАЭС мясосырьем, мясной продукцией и молочной сывороткой в 2019 г.;
– сформулированы пути совершенствования применения тарифных квот в ЕАЭС: установление более прозрачных условий администрирования тарифных квот; более четких критерий по правилам, охватывающим вопросы получения лицензий; применение принципа недискриминации, сокращения возможности произвольного принятия решений должностными лицами российских ведомств.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ