Изучение имени прилагательного на уроках русского языка в начальной школе

Цели и задачи

Цель работы - выявление особенностей изучения имени прилагательного на уроках русского языка в начальных классах.

Введение и актуальность


Основу для формирования навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных составляют следующие знания и умения: умение установить связь слов в предложении и найти то существительное, от которого зависит прилагательное (иначе говоря, умение выделить словосочетание), знание о том, что прилагательное употребляется в том же роде, числе и падеже, в котором употреблено имя существительное, знание окончаний падежей (например, -ым, -им в творительном падеже, -ом, -ем в предложном и т. д.), умение правильно поставить вопрос к имени прилагательному и сопоставить окончание имени прилагательного с окончанием в вопросе[19].
Не менее важным является применение указанных знаний и оперирование умениями в определенной последовательности:
1. Ученик устанавливает связь слов, т. е. находит, с каким существительным связано прилагательное.
2. Определяет род, число, падеж существительного.
3. Опираясь на существительное, узнает число, род, падеж имени прилагательного.
4. Вспоминает окончание в этом падеже и пишет окончание.
На первом этапе работы над навыком учащимся целесообразно фиксировать ход своих рассуждений, т. е. писать в скобках подробно все о прилагательном (каким? Т. п., ед. ч.г ср. р. -им — Ранним утром мы вышли в поход) [11].
Формирование навыка указанным путем предполагает хорошее знание окончаний. Поэтому обязательно составляется таблица падежных окончаний имен прилагательных, общая для класса, и каждым учеником для себя на листе. Таблица составляется постепенно по мере знакомства со склонением прилагательных.
На основе теоретических положений проводятся упражнения с постепенно усложняющимися заданиями: а) изменить падежи слов, данных в скобках, например: Самолет летел над (Северный полюс); б) комментированное письмо и слуховые диктанты; в) составление предложений с данными учителем словосочетаниями и т. д.
Выводы по главе 1.
Имя прилагательное – это часть речи, объединяющая слова со значением признака предмета. Зависимость признака предмета в реальной действительности проявляется в грамматической зависимости имени прилагательного от имени существительного. Поэтому в речи прилагательные употребляются только в сочетании с существительными. Согласование имени прилагательного и имени существительного выражается через изменение окончания имени прилагательного. Языковой материал для наблюдения за категориями имени прилагательного – словосочетание, действие определения категории имени прилагательного осуществляется на понимании основных зависимостей.
В методической литературе отмечают, что распознавание прилагательных среди других частей речи представляет определенную трудность для младших школьников. Задача учителя начальных классов – в доступной для учащихся форме раскрыть семантико-грамматические свойства прилагательных. Работа над прилагательными должна идти как в плане лексики, так и в плане морфологии и синтаксиса.

Заключение и вывод


Изучение морфологии мотивируется не только задачами правописания. Понимание грамматической системы языка развивает логическое мышление, формирует культуру речи. В этом смысле большое значение имеют знания и умения ребенка, связанные с именем прилагательным как частью речи.
Наше исследование изучения имен прилагательных в начальной школе состояло из теоретической части.
В основе формирования понятий лежит формирование адекватных умственных действий. Теория поэтапного формирования умственных действий раскрывает закономерности в организации процесса усвоения умственных действий младших школьников. При формировании грамматического понятия "имя прилагательное" необходимо формировать умственные действия, адекватные этому понятию. Теория поэтапного формирования умственных действий позволяет понять поэтапность формирования этих действий и значимость материализованной формы этих действий. П.Я. Гальперин утверждал, что "только материализованная форма действия может быть источником полноценного умственного действия".
Задача учителя начальных классов – в доступной для учащихся форме раскрыть основные функции речи как средства общения, передачи и усвоения определённой информации организации и планирования деятельности, воздействия на мысли, чувства, поведение людей.
В процессе изучения любой темы предметом постоянного внимания должно быть развитие у школьников осознанного и точного употребления изучаемого явления. и тема «имя прилагательное представляет для этого неограниченные возможности».

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ