история создании образ Маргариты в романе (Мастер и Маргарита)

Цели и задачи

Цель курсовой работы состоит в рассмотрении особенностей женского образа в литературе, описании истории создания образа булгаковской Маргариты, а также в определении ее места в романе.

Введение и актуальность


Михаил Афанасьевич и Елена Сергеевна познакомились 28 февраля 1929 года на квартире художников Моисеенко, когда оба были в браке. Булгаков был женат на Любови Белозерской, но отношения к тому времени уже себя исчерпали. А вот Елена Сергеевна жила в достатке, с двумя детьми и мужем – Евгением Шиловским, который ее обожал. Но внезапно вспыхнувшие чувства соединили влюбленных.
Помимо этого, булгаковеды отмечают внешнее сходство супруги писателя с Маргаритой «красивое лицо с чуть косящим разрезом глаз». Похожая история любви изображена в романе Булгакова, но автор описывает героиню бездетной.
Первую встречу Мастера с возлюбленной с желтыми цветами в руках В.Б. Муравьев связывает со знакомством Булгакова с Маргаритой Петровной Смирновой – обеспеченной замужней дамой, которую он увидел «весной 1930 или 1931 года» на 1-й Мещанской улице» (см. Приложение 3, с. 29).
Одним из основных прототипов Маргариты в роли королевы на балу у Воланда, послужил образ французской королевы Маргарита де Валуа, которую называли «Королева Марго» (см. Приложение 4, с. 30).
В биографии французской королевы Маргариты де Валуа для Булгакова важен исторический эпизод с ее «кровавой свадьбой» с Генрихом Навварским, будущим королем Франции Генрихом IV. Эта свадьба стала точкой отсчета в драматической цепочке событий, приведших к Варфоломеевской ночи – массовой резне гугенотов (французских протестантов) с католиками, произошедшей в канун дня святого Варфоломея 24 августа 1572 года.
Так, толстяк, узнавший Маргариту Николаевну по дороге на бал Воланда, называет ее «светлая королева Марго» и говорит, «мешая русские фразы с французскими, какой-то вздор про кровавую свадьбу своего друга в Париже Гессара».
Интересно, что Гессар – это парижский издатель переписки Маргариты Валуа, и хотя он жил в середине XIX века, Булгаков сделал его участником трагической Варфоломеевской ночи.
Итак, бал у Воланда ассоциируется с историческими событиями «кровавой свадьбы» Маргариты де Валуа. Кроме того, обращение толстяка к героине романа «светлая королева Марго» может свидетельствовать о внешней схожести двух Маргарит. А вот Г.А. Лесскис указывает, что булгаковскую Маргариту и Маргариту де Валуа роднит «дерзость в любви и решительность в поступках».
Историческая королева Марго осталась бездетной, поэтому, по мнению Б.В. Соколова, Булгаков ориентировал образ героини на Маргариту Наваррскую (см. Приложение 5, с. 31), которая оставила потомство (ее дальним потомком оказывается героиня Булгакова).
Примечательно, что обе французские королевы покровительствовали многим писателям и поэтам, булгаковская Маргарита Николаевна – только одному Мастеру.
Интересно мнение современного писателя Д.Л. Быкова, который видит в булгаковской Маргарите «типаж светской женщины сталинских времен».
Исследователь замечает, что светская жизнь в Москве в то время была разделена на две части: социалистический строй (день) и бурная «демоническая» жизнь московской богемы (ночь).
В этом контексте важно заметить, что Д.Л. Быков придерживается точки зрения, что роман «Мастер и Маргарита» написан для Сталина, который стал прототипом Воланда. В этом контексте нам представляется важным утверждение ученого о том, что «Сталин все разрешал богеме». Прототипами Маргариты, по Д.Л. Быкову, можно считать ведущих актрис 30-х годов, например, Любовь Петровну Орлову (см. Приложение 6, с. 32) и Марину Алексеевну Ладынину (см. Приложение 7, с. 33).
Из вышеизложенного следует, что Маргарита – собирательный образ, ее прообразом стали несколько реальных личностей. И хотя среди исследователей бытуют разные мнения относительного данного вопроса, но все они согласны с тем, что главным прототипом Маргариты являлась третья жена писателя – Елена Сергеевна Булгакова.
2.2. Предполагаемые литературные прототипы
Помимо исторических прототипов, в образ Маргариты вложены и литературные прообразы. Некоторые исследователи уверены, что через Е.С. Булгакову Маргарита связана с Евой Войтевич – главной героиней антивоенной пьесы-катастрофы «Адам и Ева» М.А. Булгакова, написанной в 1931 году, в центр которой положен любовный треугольник.
Через королеву Маргариту де Валуа Маргарита Николаевна связана с героиней романа А. Дюма «Королева Марго». К примеру, по мнению Е.А. Яблокова, «Булгаковская героиня предстает родственницей не столько исторического лица (реальная Маргарита Валуа была бездетна), сколько литературного персонажа – героини Дюма и как бы ее двойником».
По утверждению С.В. Стахорского, среди литературных прообразов Маргариты называют следующих героинь Эмму Бовари («Госпожа Бовари» Г. Флобера), Анна Каренина из одноименного романа Л.Н. Толстого, Сольвейг из пьесы «Пер Гюнт» Г. Ибсена.
Маргарита изменяет мужу, как Бовари и Каренина, но остается верной Мастеру, как Сольвейг Перу Гюнту.
Булгаковская Маргарита восходит и к образу Маргариты (Гретхен) из «Фауста» (1808-1832) И.В. Гете. Как и Гретхен, Маргарита способна жертвовать, она соединяет образы и мотивы вечной любви и вдохновения.
Интересна мысль о. Андрея Кураева, что в романе «Мастер и Маргарита» сочетаются два Фауста – Мастер и Маргарита, но если Мастер бездейственный герой, то Маргарита занимает активную позицию.
Отдельные характеристики образа Маргариты можно также найти в романе Э. Миндлина «Возвращение доктора Фауста» (1923). Так, золотая подкова, которую Воланд дарит Маргарите, ассоциируется с названием трактира «Золотая подкова» в этом произведении (здесь Фауст впервые встречает Маргариту).
Литературоведы видят в Маргарите некоторую трансформацию образа Софии, «вечной женственности», который А. Блок воплотил в образе Прекрасной Дамы.
С.В. Стахорский уточняет, что идеальное у М.А. Булгакова не противопоставляется реальному и чувственному. Например, Маргарита называет Мастера любовником: «Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию секунду, вернули моего любовника, Мастера». Это означает, что, в первую очередь, героев соединяет физическое влечение, что никак не состыкуется с образом Прекрасной Дамы.
По мнению исследователя, образ Маргариты – это «ответ Булгакова "звездочетам", искавшим на небе звезду Прекрасной Дамы и проглядевшим ее на земле, где она воплотилась в облике обыкновенной, не слишком добродетельной женщины, сохранившей, однако, в испытаниях, выпавших ей, живые человеческие чувства любви, сострадания и верности».
Итак, образ Маргариты имеет множество литературных прототипов, таких как Ева Войтевич, Королева Марго, Сольвейг, Анна Каренина, Эмма Бовари, фаустовская Маргарита, трансформированные черты Прекрасной Дамы из поэзии А. Блока. Но, несмотря на такое количество прообразов, Маргарита все же не утрачивает свои уникальные черты.

Заключение и вывод


Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» достаточно разноплановый и до сих пор актуален для изучения. Художественный образ Маргариты не менее многогранный. Мы выделили такие исторические прототипы булгаковской героини: супруга писателя Е.С. Булгакова, его знакомая – М.П. Смирнова, королева Франции – Маргарита де Валуа и Маргарита Наваррская, актрисы 30-х годов – Л.П. Орлова и М.А. Ладынина.
При этом большинство исследователей среди основных прототипов героини отмечают Елену Булгакову и Маргариту де Валуа. Остальные указанные исторические личности в качестве прототипов Маргариты рассматриваются далеко не всеми булгаковедами.
Предполагают, что литературными прототипами Маргариты стали: героиня драмы «Адам и Ева» – Ева Войтевич М.А. Булгакова, Королева Марго из исторического романа А. Дюма, Сольвейг из драматической поэмы «Пер Гюнт» Г. Ибсена, Анна Каренина Л.Н. Толстого, Эмма Бовари Г. Флобера, фаустовская Маргарита, трансформированные черты образа Прекрасной Дамы из поэзии А.А. Блока.
На основе множества исторических лиц и существующих в литературной традиции персонажей автор создал уникальную героиню, которая претерпевает активные изменения от реальной женщины до мистической королевы сатанинского бала. Благодаря творческой стратегии Булгакова подобные трансформации героини представляются возможными даже в атеистическом московском обществе 30-х годов XX века.
Остается надеяться, что в скором времени появится больше основательных исследований, касающихся образа Маргариты. Например, нам представляется перспективным сравнение образов булгаковской и фаустовской Маргариты, созданной И.В. Гете.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ