История развития неформальных молодежных организаций в России (ХХ — начало XXI вв.)

Цели и задачи

Цель исследования – изучить историю развития неформальных молодежных организаций в России (ХХ - начало XXI вв.

Введение и актуальность


При изучении данного вопроса нельзя считать всю современную молодежь приверженцами субкультур. В России молодежные группы формируются, как стремление к смене установок (своих и общества) и в поведении отражают эту тягу к общественному обновлению на основе философского осмысления социальных ценностей и особого образа жизни, на Западе же субкультурные феномены едва заметны. Их известность в обществе во многом результат пропаганды, представления как особо значимых событий и явлений в средствах массовой информации различных политических и экономических, негативных новостей.
Проблема молодежных субкультур рассматривается в течение продолжительного периода времени. Изначально данный феномен зародился на Западе и к нашему времени стал привычным для общества. В Россию же субкультуры пришли относительно недавно и продолжают обострять на себе общественное внимание.
Дать характеристику российским молодежным субкультурам очень сложно. Новые формы быстро возникают и исчезают. Некоторые из них являются простым заимствованием, опыта зарубежных субкультур, в то время как другие могут отражать сходство мотивов и действий. На территории России мы можем наблюдать разные субкультурные феномены от западных образцов. Рассматриваемые в дальнейшем субкультурные формы показывают эту разницу: от фактически «наших» футбольных болельщиков, где западное влияние не осознается большинством участников, до панков и хип-хоп культуры, где «нашего» (российского), мало.
Одной из известных работ, является «Идеология и современные молодежные субкультуры», А.Л. Корженко. Она акцентирует внимание на отсутствии идеалов среди молодежи, выделяет субкультуру, как общность предлагающую их.
При этом, автор утверждает, что идеологическая составляющая популяризирована в политизированных движениях, организациях, но не субкультурах, при этом субъективные мотивы вступления в них идентичны. Современная российская молодежь в большинстве своем аполитична и ориентируется не столько на политические идеи и партии, сколько на собственные субкультуры, распространяемые в их среде идеи.
Следует отметить, что Корженко считает вступление в субкультуры необдуманным решением молодежи, навязанным посредством друзей, моды и стремления к индивидуализации, при этом не интересуясь изначально идеологическими ценностями движения.
В своей работе «самоорганизация молодежи в советский и постсоветский периоды в молодежные субкультуры: сравнительный анализ», Лучинкина А.Л, изучает причины вступления и заинтересованности молодежи в субкультурах. В результате своего исследования, она определяет, что: большинство представителей вовлекается в субкультуру в юном возрасте: от 13 до 15 лет, при этом, в отличии от СССР, в России повышается доля вовлекаемых в возрасте от 20 лет.
Так же, Лучинкина определяет важные причины вступления в субкультуры: проблемы социализации, поиск своего места в жизни, а так же увлечение молодежи нетрадиционными формами стиля жизни. При этом, многие представители вступают в субкультуры вместе с друзьями, в поисках новых знакомых и возможностей, кругов общения.
В.А. Луков, в работе «особенности субкультур в России», утверждает, что российские субкультурные образования имеют слабую развитость. В основе этого лежат три фактора:
Первый — социальная и экономическая неустойчивость российского общества на протяжении последних полутора десятилетий и обнищание основной части населения. Хотя в последующие годы отмечался некоторый экономический рост, принципиальных изменений не следует. Участи молодежи потребности, выражаемые через субкультуры, отходят на задний план перед проблемой физического выживания.
Второй фактор — особенности социальной мобильности в российском обществе. В 1990-е годы молодежь получила возможность достигать престижное социальное положение в очень короткие сроки. В начале десятилетия это привело к оттоку молодежи из системы образования, особенно высшего и послевузовского. Для быстрого успеха (понимаемого как обогащение и достигаемого в основном в сфере торговли и услуг) высокий уровень образования был скорее помехой, чем помощью. Но позже для гарантии личного жизненного успеха стало необходимым высшее образование. Следует отметить ещё, действует фактор укрывания юношей от службы в армии.
Возможность быстро достичь успеха, стать богатым, часто основанная на криминале, является, основой для социальных установок и ожиданий значительной части российской молодежи. Это становится главным расхождением с субкультурными ценностями в западном смысле.
Третий фактор — это аномия в российском обществе (суицидальные настроения, апатия, разочарование, противоправное поведение) т. е. утеря тех нормативно-ценностных оснований, которые необходимы для поддержания социальной солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности. В молодежной среде аномия ведет к парадоксальному сочетанию актуальных оценок и глубинных ценностных предпочтений.
Большое значение имеет отношение молодежи к органам государственной власти, к государственным чиновникам, высшим должностным лицам. Исследователи, как в 90-е, так и в наше время, фиксируют: низкое доверие молодежи к государственным структурам. Недоверие к власти вызвано уверенностью молодёжи только в собственные силы.
На фоне социальной аномии большое распространение получила преступность среди молодежи. Подобная ситуация исходит из своеобразности российских представителей субкультур. Если точнее: субкультура и криминал наиболее часто связываются, как и субкультуры с модой. Криминал добавляет некую романтическую нотку в повседневную рутину и позволяет воспроизвести некую связь с советским прошлым.
Из вышесказанного следует, что российские молодежные субкультуры являются малоразвитыми, по сравнению с западными. Они строятся изначально не на определенных идеологиях, а на отрицании общества, политического строя и социального статуса своих приверженцев.
В большинстве случаев, молодежные субкультуры изучаются как часть общества. Большинство исследований молодежных субкультур осуществляется при помощи методики кейс-стади, для наиболее полного и глубокого изучения интересующей нас субкультуры, проблемы. Поэтому чаще всего, при изучении субкультур, мы говорим именно о использовании таких методов, как включенное наблюдение, интервьюирование и изучение документов. Анкетирование в подобном случае используется сугубо для получения дополнительной информации.
В подобных исследованиях рассматриваются проблемы социализации представителей субкультур, влияния радикальных политических идей на субкультуры, межсубкультурные взаимоотношения, роль субкультур в обществе и многое другое. Следует отметить, что абсолютно все современные субкультуры были исследованы, но довольно мало внимания уделяется именно проблеме идеологического влияния.
Наиболее политизированными, подверженными радикальным идеологиям субкультурами являются: панки, футбольные фанаты, хип-хоперы и скинхеды.

Заключение и вывод


Субкультуры позволяют людям, разделяющим сходные интересы, ассимилироваться, социализироваться, дают им чувство принадлежности и товарищества среди сверстников.
В большинстве случаев, молодежные субкультуры изучаются как часть общества. Большинство исследований молодежных субкультур осуществляется при помощи методики кейс-стади, для наиболее полного и глубокого изучения интересующей нас субкультуры, проблемы. Поэтому чаще всего, при изучении субкультур, мы говорим именно о использовании таких методов, как включенное наблюдение, интервьюирование и изучение документов. Анкетирование в подобном случае используется сугубо для получения дополнительной информации.
В подобных исследованиях рассматриваются проблемы социализации представителей субкультур, влияния радикальных политических идей на субкультуры, межсубкультурные взаимоотношения, роль субкультур в обществе и многое другое. Следует отметить, что абсолютно все современные субкультуры были исследованы, но довольно мало внимания уделяется именно проблеме идеологического влияния.
Следует отметить, что представители субкультур считают, что стиль жизни, а также причисление индивидом себя к субкультуре, изменяется в процессе взросления, при появлении семейных обязанностей, работы и т.д. В процессе взросления, они предпочитают отказаться от агрессивных действий и достигать цели, поставленные в рамках идеологий мирным путем. С возрастом люди либо сохраняют интерес к политике, либо нет. При этом большинство респондентов, считает, что политические взгляды, соответственно политическая идеология человека не меняются с возрастом.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ