Феномен выученной беспомощности

В рамках этого подхода отмечается необходимость рассмотрения человека как субъекта бытия, который взаимодействует с миром (С. Рубинштейн), подчеркивается важность внутренней детерминации личности (К. Абульханова -Славская , А Брушлинский и другие) , осмысливаются категории психологии субъекта (В. Знаков ), критерии и уровни развития субъектности (А. Осницкий , А. Сергиенко , В. Слободчиков и другие ). субъектный подход в современных психологических исследованиях имеет приоритетное значение. Категория субъекта приобретает статус методологического принципа и одновременно является предметом изучения (К. Абульханова -Славская, Л. Анциферова , В. Барабанщиков , А. Журавлев , В. Дружинин В. Петровский, А. Осницкий , А. Брушлинский, В. Знаков , А. Сергиенко и другие).
Субъектный измерение изучения личности как субъекта собственной деятельности, творчества, выбора, поступка предлагается в работах В. Татенко. В концепции личностной миростроения Т. Титаренко эта проблематика позиционируется как собственно «мироздание». Человек создает свой мир сама, даже не осознавая себя строителем собственной Вселенной. Как отмечает С. Карпенко, человек может развиваться в качестве субъекта к сознательному деятелю и является способной целенаправленно преобразовывать внутренний и внешний мир согласно своим собственным законам. По мнению Г. Ложкина, субъект может выступать как способ понимания человеком самого себя в одном из экзистенциальных модусов и связан с понятием «автор». Этот термин, считает ученый, освещает человека не столько в роли исполнителя, сколько как страстного «сценариста» своих действий, обладающий активная позиция и целеустремленность.
С позиций субъектного подхода сформулирована концепция личностной беспомощности Д. Циринг, в которой с личностной беспомощностью связан низкий уровень субъектности, в то время как высокий уровень связан с противоположным явлением — самостоятельностью.
Развивая теорию заученной беспомощности, М. Батурин и Д. Циринг выделяют два ее вида: ситуативную и личностную (термин «личностная беспомощность» впервые был предложен в 2001 году) . В основе ситуативной беспомощности лежит состояние, развивающееся в конкретной ситуации и является временной реакцией на травмирующие неподконтрольные личности события. Этот вид беспомощности может возникать у любого человека и зависит от интенсивности (величины) неудачи (или серии неудач) или негативных событий. Вторым фактором, способствующим возникновению ситуативной беспомощности, является адаптивность человека к неудачам (порог толерантности). Вероятность возникновения состояния беспомощности появляется при высокой интенсивности негативного события или неудачи, и низкой толерантности к ним. Развития проявлений ситуативной беспомощности у субъекта способствуют: атрибуции причин негативных событий, негативная оценка собственных действий и достигнутого результата и стремление к избеганию неудачи, что приводит к отказу от новых попыток разрешить ситуацию, бездействия и апатии. М. Батурин указывает на то, что включение человеком механизмов бессознательной и сознательной саморегуляции способствует преодолению проявлений ситуативной беспомощности.
Личностную беспомощность М. Батурин определяет, как сочетание устойчивых (личностных) стилевых особенностей: оценка, атрибуции и побуждения. При личностной беспомощности стиль оценивания характеризуется сочетанием полярности оценок, ригидности оценки и оценочности. Для атрибутивного стиля характерно сочетание постоянства, генерализации и персонализации атрибутирования причин при неудаче и противоположных по смыслу параметров в ситуации успеха. Сочетание стремление к разрядке напряжения, во избежание негативных переживаний и экстратенсивной мотивации характерно для стиля побуждений лица с личностной беспомощностью. Кроме того, появление признаков личностной беспомощности у человека, начиная с раннего детства, связанная с глобальным отношением личности к миру и к себе. Под его влиянием происходит закрепление и интеграция соответствующих стилевых свойств
По определению Д. Циринг , личностная беспомощность является устойчивым специфическим образованием личностного уровня, включающее совокупность личностных свойств в сочетании с пессимистическим атрибутивным стилем, невротическими симптомами и определенными поведенческими особенностями.
Симптомокомплекс личностнойх беспомощности проявляется в замкнутости, эмоциональной неустойчивости, возбудимости, робости, склонности к чувству вины, фрустрации, более низкой самооценке и уровне притязаний, отсутствия увлеченности каким-либо делом, равнодушия, пассивности. Личностная беспомощность начинает формироваться еще в детстве под влиянием различных факторов: в результате нарушений в системе воспитания ребенка, наблюдений за поведением родителей (у которых сформирована беспомощность), травмирующих событий и тому подобное.
В своих работах Д. Циринг впервые поднимает вопрос о структуре, природе, предпосылках формирования личностной беспомощности, который описывает ее симптокомплекс, проявления в деятельности и поведении субъекта, исследует индивидуальные особенности лиц с проявлениями личностной беспомощности и с проявлениями противоположного ей феномена — самостоятельности.
Согласно концепции Д. Циринг , личностная беспомощность является системной характеристикой субъекта, выражающееся в сочетании определенных личностных свойств, которые возникают в результате взаимодействия внутренних и внешних условий (системы взаимоотношений, опыта неподконтрольных травмирующих событий и т.д.), определяется низким уровнем субъектности, то есть низкой способностью человека преобразовывать действительность, определять цели и достигать ее, преодолевая различные жизненные трудности. В жизнедеятельности человека личностная беспомощность проявляется пассивностью поведения, неспособностью использовать имеющиеся возможности для желаемого преобразования ситуации, трудностями во взаимоотношениях с окружающими.
Таким образом, личностная беспомощность как системная характеристика, регулирует поведение человека, его восприятие, отношение к действительности, деятельности, обуславливая снижение ее успешности.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ