исследование проблемы значения установления страны происхождения товаров в таможенном регулировании внешнеторговой деятельности, взаимосвязи мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования и правовой категории «страна происхождения товаров»

Цели и задачи

Цель исследования: исследование проблемы значения установления страны происхождения товаров в таможенном регулировании внешнеторговой деятельности, взаимосвязи мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования и правовой категории «страна происхождения товаров».

Введение и актуальность


Важно, если таможенный орган обнаруживает признаки того, что страной происхождения товаров является иностранное государство, с которым отсутствуют взаимные договорные обязательства о предоставлении РНБ, таможенные пошлины в отношении таких товаров подлежат уплате по ставкам, применяемым к товарам, происходящим с территории иностранного государства, с которыми отсутствуют взаимные договорные обязательства о предоставлении РНБ. Либо предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин по указанным повышенным базовым ставкам. При условии подтверждения страны происхождения товаров до истечения одного года со дня регистрации таможенным органом таможенной декларации режим тарифных преференций или РНБ восстанавливается, а уплаченные суммы ввозных таможенных пошлин подлежат возврату (зачету).
Также, следует учитывать, что установленная ЕТТ ЕАЭС базовая ставка ввозной таможенной пошлины подлежит увеличению в два раза в отношении товаров, если между Российской Федерацией и страной происхождения указанных товаров в торгово-политических отношениях не применяется режим наиболее благоприятствующей нации.
В конце 2008 г. страны Таможенного союза подписали Протокол о единой системе тарифных преференций, которая применяется с 1 января 2010 г. Тарифные преференции дают право импортерам применять нулевые либо сниженные ставки ввозной таможенной пошлины в зависимости от страны происхождения товаров. Ранее в России применялась национальная система преференций, в рамках которой к определенному перечню преференциальных товаров при их ввозе в Россию применялись сниженные ставки пошлин. Национальную систему преференций Российской Федерации определяют следующим образом как совокупность следующих элементов:
перечень развивающихся стран-пользователей системой преференций Российской Федерации;
перечень наименее развитых стран-пользователей системой преференций Российской Федерации;
список товаров, на которые при импорте на российскую таможенную территорию распространяется преференциальный режим.
Создание единой системы преференций в рамках Таможенного союза существенно ничего не изменило.
Создание единой системы преференций в рамках Таможенного союза существенно ничего не изменило. Протоколом «О единой системе тарифных преференций таможенного союза» от 12.12.2008 было установлено, что перечни развивающихся стран и наименее развитых стран, являющихся пользователями тарифных преференций, а также перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции, утверждается Комиссией Таможенного союза. В настоящее время, Комиссия Таможенного союза упразднена и ее полномочия переданы Евразийской экономической комиссии. Однако, суть преференций распространяемых на товары, происходящие из развивающихся и наименее развитых стран осталась прежней:
В отношении товаров, происходящих из развивающихся стран-пользователей единой системы тарифных преференций Таможенного союза и ввозимых на единую таможенную территорию государств Сторон, включенных в перечень товаров, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 процентов от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа.
В отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран -пользователей единой системы тарифных преференций и ввозимых на единую таможенную территорию, включенных в перечень товаров, применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин.
В рамках применения единой системы преференций на уровне Комиссии ЕАЭС утверждены:
Перечень развивающихся стран (103 государства) - снижение ставки ввозной пошлины на 25%;
Перечень наименее развитых стран (49 государств) – применение нулевой ставки ввозной пошлины;
Перечень преференциальных товаров (товары из 49 товарных групп).
Таким образом, определение страны происхождения товаров в ряде рассмотренных в настоящей главе случаев является одним из факторов, влияющим на ставку ввозной таможенной пошлины и эффективность функционирования механизма таможенно-тарифного регулирования в целом.
Также определение страны происхождения товаров является важным аспектом и в части мер нетарифного регулирования. Меры нетарифного регулирования как комплекс мер регулирования внешней торговли осуществляются путем введения количественных (например, квотирование) и иных запретов экономического характера. Решения о применении мер нетарифного регулирования в отношении ввоза товаров на единую таможенную территорию и (или) вывоза их с этой территории принимаются Комиссией ЕАЭС. При этом, стоит отметить, что государства-члены Таможенного могут самостоятельно в одностороннем порядке вводить меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами, которые не носят экономического характера, если их неприменение может угрожать обеспечению обороны и безопасности, жизни и здоровью граждан, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений и т.п.
Применительно к нетарифным мерам внешнеторговой деятельности, которые зачастую взаимосвязаны с определением страны происхождения товаров, можно выделить антидемпинговые, компенсационные и специальные пошлины, которые ошибочно отождествляют с мерами таможенно-тарифного регулирования. В качестве примеров защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, которые применяются на всей территории Таможенного союза и установлены решениями Комиссии можно привести:
действие антидемпинговой пошлины в отношении ввозимого на таможенную территорию никельсодержащего плоского проката из коррозионностойкой стали (в листах или рулонах), происходящего из Бразилии, КНР (включая Тайвань и специальные административные районы Китая Гонконг и Макао), Республики Корея, Южно-Африканской Республики.
действие специальной пошлины в отношении ввозимых на единую таможенную территорию крепежных изделий, классифицируемых определенными кодами ТН ВЭД. При этом, действие данной специальной пошлины не распространяется «на ввоз крепежных изделий, происходящих из развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза, за исключением Китайской Народной Республики (включая Тайвань и специальные административные районы Китая Гонконг и Макао).
Одновременно на таможенной территории действуют антидемпинговые и специальные пошлины, введенные государствами-участниками ЕАЭС в одностороннем порядке. Безусловно, что антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины не являются единственными мерами нетарифного регулирования при применении которых необходимо определять страны происхождения товаров, так, например, существует еще квотирование на ввоз отдельных сельскохозяйственных товаров, где размер тарифной квоты зависит, в том числе, от страны происхождения товаров.
Таким образом, при помощи правовой категории «страна происхождения товаров» государства-члены Таможенного союза определяют сферу применения антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин путем установления отдельных изъятий для третьих государств либо части государств.

Заключение и вывод

В данной работе мы проанализировали нормативные правовые акты, открытые электронные ресурсы, научную и учебную литературу по теме исследования, вследствие чего нами были сделаны следующие выводы:
Текущее правое регулирование определения страны происхождения товаров характеризуется большим массивом соответствующих правовых источников, что обуславливает наличие определенных сложностей для участников таможенных отношений в процессе правоприменения на международном, наднациональном и национальном уровне. Законодатели в различных нормативных правовых актах использует не идентичные правовые понятия, которые по сути своей все относимы к стране происхождения товаров. Это подтверждает, что правовая категория «страна происхождения товаров» - есть результат абстрагирования в процессе развития правовой мысли, что подразумевает достаточно условный характер данной правовой категории, которая не может иметь какой-либо физической либо качественной оценки.
Для определения страны происхождения товаров используются различные правила и принципы, в том числе связанные с качественными характеристиками товаров, однако, сама правовая категория носит базовый, модельный характер. Правовая категория «страна происхождения товаров» разработана для удовлетворения экономической или торговой потребности в защите товарного рынка государства от несанкционированного проникновения других товаров, однако, постепенно увеличивая свою ценность не только для таможенных отношений, но и в целом для публично-правовых.
Определение страны происхождения товаров играет определяющую роль при применении мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, если применение таких мер связано со страной происхождения товаров. Данный момент является особенно важным, поскольку без глубокого понимания способов защиты внутренних и внешних торговых интересов в рамках Всемирной торговой организации невозможно принимать адекватные меры по охране внутреннего товарного рынка. В нетарифном регулировании определение страны происхождения товаров необходимо для эффективного применения к ввозимым товарам специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин;
Уникальность «страны происхождения товаров» как правовой категории состоит в том, что ее определение имеет большое значение для публично-правовых отношений, которые складываются в процессе таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, а также при размещении заказов на поставку торов для государственных, муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений, для целей ведения таможенной статистики.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ