Половой дипсихизм мнемической деятельности дошкольников

Цели и задачи

Цель работы – изучить проявление полового дипсихизма в проявлении мнемической деятельности детей дошкольного возраста.

Введение и актуальность


И в том, и в другом случае воздействие имеет характер взаимодействия, поскольку внешние влияния на индивида преломляются через «совокупность его внутренних условий» (С.Л. Рубинштейн), взрослые члены семьи выполняют функцию носителей социальных норм. Сверстники выполняют функцию «соучастников» усвоения нормативов (В.С. Мухина).
Половое самосознание в своем развитии проходит ряд стадий от понимания своей половой принадлежности до осознания себя как личности определенного пола.
Причем, осознание себя и сверстников как представителей определенного пола опирается на те эталоны мужественности и женственности, которые сформированы к данному моменту; осознание себя как личности мужского пола происходит у юношей в большей степени в ориентации на оценку представителей своего пола и жизненный статус в своей группе; у девушек - противоположного пола.
Мальчики высоко оценивают традиционные женские и мужские качества - доверчивость, заботливость, нежность, уступчивость; волю, смелость, силу, самообладание.
Девочки выше оценивают общечеловеческие качества - великодушие, надежность, ответственность, обнаруживая тенденцию к нивелировке половозрастных качеств

Заключение и вывод

Проблема половых различий в способностях человека становится все более актуальной в психологической науке. Еще в 1970 г. академиком Н.А. Тихом был введен термин «половой дипсихизм» для определения многочисленных психических различий в противовес термину «половой диморфизм» (Гюнтер, 1853), обозначающему морфологические различия между полами.
Сегодня обилие фактического материала заставляет отечественных и зарубежных авторов считать фактор пола составляющей любого психологического исследования, который зачастую обладает большим весом, чем типологические и возрастные особенности человека. Половые различия выявлены на всех основных уровнях психики человека: в особенностях реактивности организма, психомоторике, системах нейропсихической регуляции и, конечно же, в интеллекте [1].
Среди теоретических исследований в данной области выделяются метаболическая концепция А. Фулье, основывающаяся на закономерностях обменных процессов организма: анаболизма и катаболизма, нейрогормональная концепция американских ученых (Д.М. Броверман и др.) и активно разрабатываемое направление, связывающее половые различия в познавательной сфере с функциональной специализацией мозговых полушарий [1; 4; 5].
Не вдаваясь в подробности теоретических изысканий в данной области, отметим основные факты полового дипсихизма способностей человека. Выявленные исследователями закономерности эмпирически доказаны, но зачастую взаимопротиворечивы. У женщин лучше развита способность к решению простых перцептуальномоторных задач, под которыми понимаются задачи, определяемые в терминах скорости, точности их выполнения: скорость вербализации цветных обозначений; тесты на скорость восприятия деталей и переключаемость внимания; точные ручные манипуляции; вербальные функции и чтение и меньшая патология в вербальных функциях и чтении.
У мужчин сильнее развита способность к решению тормозно-реструктурирующих задач. Понимаются задачи, определяемые понятием «озарение»: гибкость выделения стимула из фона, в которое он включен; тесты, требующие деления целого на части; тесты, требующие затормаживающих действий; решение лабиринтных и конструкторских задач; субтесты при исследовании коэффициента интеллекта (сборка, завершение картинок, кубики Коса и т. д.) [5; 6].
Итак, проведенное нами исследование подтвердило наличие половых различий в способностях мышления мальчиков и девочек в возрастной выборке первоклассников (дети 6—7 лет). При увеличении выборки испытуемых до статистически значимой, преимущества в развитии способностей мышления наблюдаются в пользу мужского пола. Следует заметить, что разнообразие тестовых методик, используемых при исследовании особенностей мышления мальчиков и девочек, может не позволить прийти к окончательным выводам относительно половых различий в величине способностей мышления.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ