Использование телекоммуникационных систем при расследовании преступлений

Цели и задачи

Цель исследования рассмотреть особенности применения телекоммуникационных систем при расследовании преступлений.

Введение и актуальность


Розыск подозреваемых и обвиняемых как правовая, криминалистическая и оперативно-розыскная проблема всегда привлекал к себе пристальное внимание ученых в области уголовно-процессуального права, криминалистов и специалистов в области оперативно-розыскной деятельности. Так, по статистическим данным в РФ с помощью информационного обеспечения, накопленного в информационных системах и учетах, раскрывается от 20 до 25 % всех совершаемых преступлений, или почти каждое пятое от числа всех зарегистрированных.
Ст. 10 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» регламентирует информационное обеспечение и документирование оперативно-розыскной деятельности. В частности, в ней говорится, что органы, осуществляющие ОРД, для решения задач, возложенных на них Федеральным законом, могут создавать и использовать информационные системы, а также заводить дела оперативного учета.
Информационное обеспечение подразделений уголовного розыска представляет собой предусмотренную законодательством систему мер, направленных на поиск, сбор, анализ, обработку, хранение и использование информации, имеющей значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности, в интересах уголовного судопроизводства, безопасности граждан, общества и государства. Задачей систем информационного обеспечения является накопление, обработка и предоставление в систематизированном и удобном для использования виде оперативной, оперативно-розыскной, оперативно-справочной, аналитической, статистической информации в целях принятия обоснованных решений.
Централизованный учет преступлений и лиц, подозреваемых, обвиняемых в их совершении, предназначен для информационного обеспечения оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, проводимых подразделениями органов внутренних дел и другими правоохранительными органами. В ГИАЦ и ИЦ учет осуществляется с помощью следующих информационных систем:
‒ Федеральная автоматизированная дактилоскопическая информационная система (федеральная АДИС-МВД);
‒ Федеральная государственная информационная система «Система обеспечения предоставления информации МВД России в рамках межведомственного электронного взаимодействия МВД России (ВИС-СМЭВ)»;
‒ Федеральная государственная информационная система «Интегрированный банк данных федерального уровня» (ИБД-Ф).
Большаков А.П. констатирует, что централизованный учет правонарушений и преступлений, совершенных на территории России иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также в отношении их ведется в целях обеспечения правоохранительных органов информацией о правонарушениях и преступлениях со стороны иностранных граждан и лиц без гражданства или совершенных против них. Он осуществляется путем формирования и ведения АИС «Криминал-И».
В ее составе функционируют следующие подсистемы.
А. Подсистема «Административная практика» — содержит данные об иностранных гражданах, привлеченных к административной ответственности и в отношении которых составлен протокол об административном правонарушении.
Б. Подсистема «Преступление» предназначена для обеспечения сотрудников правоохранительных органов информацией о преступлениях, совершенных иностранными гражданами и ЛБГ всех категорий, пребывающими на территории РФ, либо совершенных против них.
В. Подсистема «ДТП-И» позволяет получать оперативно-справочную и аналитическую информацию об иностранных гражданах и ЛБГ — участниках ДТП на территории РФ.
Г. Подсистема «Розыск» предназначена для информационного обеспечения заинтересованных подразделений сведениями об иностранных гражданах и ЛБГ, находящихся в розыске и разысканных.
Д. Подсистема «Наказание» обеспечивает автоматизированный пофамильный учет иностранных граждан и ЛБГ и предназначена для сбора, обработки, поиска и выдачи информации об иностранных гражданах и гражданах РФ, постоянно проживающих за границей, находящихся под следствием, арестованных или отбывающих наказание на территории РФ.
Плотникова Г.Г. считает, что немаловажную роль при розыске лиц, скрывшихся от правоохранительных органов, играют такие информационные системы как, «Антиквариат». Данный вид телекоммуникационных систем позволяет производить учет похищенных предметов антиквариата и культурных ценностей, который ведется в целях обеспечения розыска предметов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, и содействия в раскрытии преступлений, связанных с их хищениями.
Централизованный криминалистический учет хищений ценностей из металлических хранилищ реализуется с помощью АИС «Сейф». Ее основным назначением является централизованное информационное обеспечение раскрытия и расследования хищений любых ценностей из металлических хранилищ (сейфов, шкафов, ящиков), совершаемых преступниками в первую очередь в случае серийных преступлений межрегионального характера. Помимо специализированных автоматизированных систем в правоохранительных органах, последние могут обращаться к помощи баз данных УФССП, Пенсионного Фонда РФ и др.
В настоящее время, на местном уровне, ведется четыре вида учетов:
‒ картотека лиц, представляющих оперативный интерес (на основе алфавитно-справочных карточек, на лиц, взятых на учет по розыскным делам; на лиц, разыскиваемых по ориентировкам других органов;
‒ на лиц, взятых на учет по результатам предварительной оперативной проверки; на лиц, требующих оперативного контроля);
‒ картотека нераскрытых преступлений (на основе справочных карточек на нераскрытое преступление); картотека похищенных, изъятых, бесхозных, выявленных вещей и имущества (на основе карточек «на вещь»); картотека огнестрельного оружия (на основе карточек на зарегистрированное оружие).
Экспертно-криминалистические учеты на местном уровне представлены дактилокартами лиц, представляющих оперативный интерес, и фотоснимками следов рук с мест нераскрытых преступлений. Возможность информационного обмена между территориальными подразделениями одного уровня зачастую затруднена, даже при нахождении их на территории одного региона.
Таким образом, поскольку результативность раскрытия и расследования преступлений зависит от своевременного получения информации о лицах, заподозренных в совершении преступлений, то информационное обеспечение правоохранительных органов в виде накопления, обработки и предоставление в систематизированном и удобном для использования виде весьма востребовано.

Заключение и вывод


При написании данной работы была дана общая характеристика современному состоянию информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности и предварительного расследования; рассмотрено использование телекоммуникационных систем при проверке сообщений о преступлениях; изучена организация и управление расследованием уголовных дел с помощью телекоммуникационных систем.
Информационные технологии в юридической деятельности предназначены для того, чтобы юристы смогли овладеть способами, средствами и методиками использования информационных технологий и систем в процессе поиска какой либо информации, ее непосредственной обработки, а также оформления и форматирования соответствующих документов в бумажном или электронном виде. В рамках программы правовой информатизации Российской Федерации решаются такие задачи, как информатизация в сфере права и правовое обеспечение информационных процессов и информатизации. Основными направлениями информатизации в сфере права и законодательного регулирования процессов информатизации являются: информатизация правоохранительной деятельности, информатизация правотворчества, а также информатизация правоприменительной деятельности.
В юридической деятельности может использоваться программное обеспечение любого вида: от стандартных текстовых редакторов до специализированных программ обработки данных Информационное обеспечение правоохранительных органов в розыскной деятельности. Результативность раскрытия и расследования преступлений зависит от своевременного получения информации о лицах, заподозренных в совершении преступлений. Задачей систем информационного обеспечения является накопление, обработка и предоставление в систематизированном и удобном для использования виде оперативной, оперативно-розыскной, оперативно-справочной, аналитической, статистической информации в целях принятия обоснованных решений.
Законодательной основой правового регулирования применения телекоммуникационных систем является Конституция РФ. на неприкосновенность частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. В Российской Федерации приняты и действуют законодательные акты, которые содержат нормы, допускающие использование технических средств и соответствующих приемов и действий в процессе осуществления правоохранительной деятельности.
В современных условиях важная роль в обеспечении безопасности общества, защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека отводиться оперативно-техническим подразделениям министерства внутренних дел (МВД), в обязанности которых входит своевременное реагирование на информацию, поступающую от граждан о происшествиях и преступлениях. Каждый подключенный к сети Интернет персональный компьютер имеет уникальный сетевой IP-адрес. Некоторые сервисы сразу выдают и данные о местонахождении компьютера. Человек, занимающийся в Интернете противозаконной деятельностью, зачастую предпринимает меры по скрытию своего реального IP-адреса.
Борьбу с преступлениями в сфере информационных технологий осуществляет бюро специальных технических мероприятий (БСТМ) МВД, получившее название в структуре подразделений криминальной полиции ‒ отдел «К». В процессе своей служебной деятельности сотрудники МВД в рамках материалов проверки, а также при возбужденном уголовном деле обращаются к отделу «К» для получения информации в рамках решаемых задач отдела. В настоящее время широкое распространение получили отечественные социальные сети «В контакте» и «Одноклассники». Правонарушитель, объявленный в розыск, может быть зарегистрирован и иметь личную страничку с фотографиями в социальной сети. Данные, полученные в социальных сетях, сотрудники правоохранительных органов могут использовать как оперативную информацию, требующую фактического подтверждения, поскольку её применение в качестве доказательной базы не допустимо.
Инициатором ОРМ с применением с помощью телекоммуникационных систем всегда выступает оперативный сотрудник, на котором лежит ответственность за законность мероприятия, конспиративность его проведения и правильность использования результатов. С учетом поставленных перед ОВД оперативно-тактических задач, процесс организации мероприятия включает в себя выбор технического средства, форму и способ его применения.
Организация процесса применения телекоммуникационных систем органами внутренних дел характеризуется решением ряда основных задач, призванных обеспечить ее оптимальное использование в целях повышения эффективности борьбы с преступностью, охраны общественного порядка, обеспечения прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений.
Документальное оформление процесса применения технических средств и учет составленных документов дает возможность руководству ОВД контролировать процесс использования специальных технических средств. Особый интерес представляет информация, полученная из телекоммуникационных систем охранного телевидения. При документировании видеозаписи должен использоваться генератор даты, времени, с помощью которого отмечается текущее время суток и дата. Использованию информации из телекоммуникационных сетей в расследовании преступлений экстремистской направленности предшествует кропотливая работа следователей с участием иных уполномоченных лиц (специалистов, экспертов и т. п.) по ее поиску, фиксации, сбору и хранению при помощи аппаратных и (или) программных средств.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ