Инвестиционная безопасность государства: современное состояние и перспективы укрепления.

Цели и задачи

целью данной работы является изучение современного состояния инвестиционной безопасности государства и ее перспектив укрепления на примере России.

Введение и актуальность


Внешние факторы упрощенно можно характеризовать понятием «глобальное воздействие» на национальное хозяйство. С другой стороны, развитие глобализационных процессов во всех отраслях жизнедеятельности современной цивилизации предопределено модификацией существующих и созданием новых центров экономического и политического влияния, а также изменением воздействия на хозяйствующую деятельность различных экономических субъектов, в первую очередь, государств. Причем центральный объект экономической безопасности – это суверенное государство, которое выступает в экономической системе и как арбитр (регулятор), который наделен возможностью насильственной трансформации экономических отношений, и как предприниматель, потребитель и собственник экономических услуг и благ.
Причем рассмотрение глобализации в качестве очередной стадии развития международного разделения труда видится неперспективным и узким, поскольку вопросы сравнительных преимуществ и выгод от данного разделения для разных экономических субъектов в существенной степени опосредованы как раз государством. Например, Соединенные Штаты Америки открыто заявляют о «зонах влияния»; Китайская Народная Республика прямо стимулирует производство экспортной продукции длительного пользования; множество стран осуществляют скрытую и явную государственную поддержку продвижения своей продукции на мировых рынках. Такая политика имеет сколько экономические цели, не столько политические. Фактор глобализации определяет значительный риск для национальной экономики. Государства, осознающие существенность этого фактора, стараются предупредить возможное отрицательное и максимизировать положительное влияние. По общему мнению, деструктивное воздействие глобализации проявляется, в первую очередь, в возможностях значительного и быстрого колебания мировых цен на энергоносители и сырье, что является для экономики России особенно актуальным.
Однако современные тенденции глобализации характеризуются не только быстрым и свободным движением услуг и товаров, но и достаточно свободным и стремительным движением капитала в различных формах. Здесь глобализация в качестве фактора экономической безопасности содержит иной существенный отрицательный момент – значительный перевес финансового сегмента капитала и его фактический отрыв от воспроизводственной системы в силу исключительной мобильности портфельных инвестиций. Некоторые ученые именно в этом видят главную угрозу безопасности национальных экономик. Таким образом, речь идет о формировании качественно новых процессов, делающих ситуацию все менее управляемой традиционным набором рычагов. Отсюда - угроза распространения финансовых эпидемий, часто основанных на субъективных настроениях рынка. Именно эти обстоятельства заставляют многих экономистов и практиков говорить о необходимости ограничить мобильность капиталов, уменьшить дестабилизирующие возможности «горячих» краткосрочных денег». Система, при которой конкурентный механизм движения капиталов является основой модернизации производства, а мобильность капитала составляет инвестиционный потенциал объекта, дает существенные сбои по причине утраты взаимозависимости ее структурных элементов. Более того, некоторые ученые рассматривают приведенную систему как «старую схему», существовавшую «… до той поры, пока финансовый капитал был функционально связан с производительным капиталом.
В противовес описанной, И.Н. Петренко рассматривает новую схему, где центральное место занимает так называемая асимметрия мирового хозяйства, т.е. фактический отрыв финансов от реальной экономики. Современный финансовый рынок характеризуется доминантом вторичных ценных бумаг (деривативов), которые значительно превышают оборот не только производственных ресурсов, но и «реальных» ценных бумаг. Уже в конце прошлого века общий объем рынка вторичных ценных бумаг приблизился к 100 трлн. долларов США, а годовой оборот финансовых трансакций составил полквадриллиона долларов США. При этом дисбаланс только увеличивается. Если в 1990 году на денежные спекуляции было направлено 600 млрд. долларов США в день, то в 1997 году – более 1 трлн. дол- ларов США, что почти в 30 раз превышает стоимость продаваемых за год товаров и услуг.
В таких условиях вопрос государственного вмешательства в экономическую систему переходит из категории необходимости в категорию возможности. В современных условиях государство жестко ограничено в своих возможностях по регулированию экономики и, соответственно, обеспечению национальной экономической безопасности.

Заключение и вывод

Приведенный анализ инвестиционной безопасности говорит, что в России инвестиционные риски достаточно высоки. Однако сегодня они еще усилены наложенными на Россию санкциями, поскольку они ставят под угрозу множество проектов, что негативно сказывается на притоке в нашу страну иностранных инвестиций. Так, приостановлены работы на арктическом шельфе, поскольку партнерство Роснефти и ExxonMobil поставлено под угрозу в следствие решения американских властей о запрете поставок технологий и товаров, которые необходимы для освоения нефтяных месторождений на глубоководных участках и арктическом шельфе, и кроме того, сланцевых пластах. В результате, Россия осталась без технологий, которые необходимы для начала добычи нефти в данных трудных условиях.
Обеспечение мер по усилению инвестиционной безопасности может происходить по следующим направлениям:
- обеспечение экономики достаточным количеством инвестиций для поддержания ее устойчивого развития;
- формирование оптимальной отраслевой и территориальной структуры инвестиций;
- максимальное осуществление всех реализуемых инвестиционных проектов на инновационном уровне.
Для осуществления инвестиционной безопасности стоит уделять особое внимание сфере правового регулирования инвестиционной деятельности, ее законодательной базе. В РФ инвестиционная безопасность упомянута в Указе Президента «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г», где отмечены основные направления инвестиций, необходимых для обеспечения национальной безопасности.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ