инвентаризация как способ получения аудиторских доказательств

Цели и задачи

Целью курсовой работы является - изучение теоретических, нормативно-правовых и практических вопросов проведения инвентаризации имущества и обязательств.

Введение и актуальность


Таким образом, хотелось бы отметить, что для правильной организации бухгалтерского учета и эффективного его функционирования необходимо наличие проработанной законодательной и нормативной базы. Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус.


1.3. Сущность понятия аудиторские доказательства, цели их использования

Аудиторские доказательства представляют собой информацию, которую специалист получил в ходе осуществления проверки и на основании которой выдал итоговое заключение хозяйствующему субъекту. В качестве таких документов могут выступать данные первичного учета, объяснительные записки и пояснения сотрудников организации, результаты инвентаризационной деятельности, финансовая отчетность клиента, данные, предоставляемые аудитору третьими лицами. Все аудиторские доказательства должны обладать свойством надежности и достоверности. А сомнительная информация либо подлежит дополнительной проверке, либо вовсе не рассматривается как аргумент. Для непосредственного получения требуемых показателей аудитор использует тестирование средств контроля внутрихозяйственной деятельности и прочие проверочные процедуры. Тесты являются для специалиста основанием говорить о рациональности организации системы учета и контроля. Проверки по существу направлены на подтверждение факта наличия ошибок или существенных искажений[35,с.108].
Согласно МСА 500 «Аудиторские доказательства» (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 24.10.2016 N 192н) цель аудитора состоит в разработке и выполнении аудиторских процедур таким образом, чтобы аудитор мог собрать достаточные надлежащие аудиторские доказательства для того, чтобы иметь возможность сделать обоснованные выводы, которые послужат основанием для аудиторского мнения [21].
Аудиторские доказательства необходимы для обоснования мнения аудитора и аудиторского заключения.
Можно выделить следующие виды аудиторских доказательств:
1.Внешний;
2.Внутренний;
3.Смешанный.
Внешние доказательства включают информацию и данные, которые аудитор получает от третьих лиц. Внутренние доказательства поступают к специалисту вследствие слов самого экономического субъекта или персонала фирмы. Данная информация может быть выражена как в письменной, так и устной форме. А смешанный вид предполагает предоставление доказательств самим клиентом или сотрудниками компании с подтверждением третьих лиц в письменной форме.
В случае, когда аудитор использует документы из разных источников, которые противоречат друг другу, или мнение сотрудников расходится, целесообразно применить дополнительные аудиторские процедуры. А если специалист, осуществляющий проверку, не получил полную информацию об аудируемом объекте вследствие отказа самого юридического лица, то аудитор имеет все основания для выдачи заключения, отличного от абсолютно положительного, либо дополнения отчета пометкой о недостатке информационной базы[32,с.111].
Источниками получения аудиторских доказательств могут быть:
1.первичные документы, регистры бухгалтерского учета;
2.письменные разъяснения уполномоченных сотрудников аудируемого лица;
3.информация, полученная из различных источников (от третьих лиц).
При оценке надежности аудиторских доказательств, зависящей от конкретной ситуации, аудитору необходимо исходить из следующих правил:
1.аудиторские доказательства, полученные из внешних источников, более надежны, чем доказательства, поступившие из внутренних источников;
2.аудиторские доказательства, полученные из внутренних источников, более надежны, если системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля являются эффективными;
3.аудиторские доказательства в форме документов и письменных заявлений более надежны, чем заявления, представленные в устной форме [29,с.99].
В МСА 500 «Аудиторские доказательства» указано еще одно правило: доказательства, полученные самим аудитором, более надежны, чем доказательства, предоставленные аудируемым лицом. Аудиторские доказательства более убедительны, если они получены из различных источников, обладают различным содержанием и при этом не противоречат друг другу [21].
Процедуры получения аудиторских доказательств подразделяют на следующие виды:
1.инспектирование - проверка записей, документов или материальных активов;
2.наблюдение - отслеживание аудитором процесса или процедуры, выполняемой другими лицами;
3.запрос - поиск информации у осведомленных лиц в пределах или за пределами аудируемого лица;
4.подтверждение - ответ на запрос об информации, содержащейся в бухгалтерских записях;
5.пересчет - проверка точности арифметических расчетов в первичных учетных документах и бухгалтерских записях либо выполнение аудитором самостоятельно расчетов;
6.аналитические процедуры - анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях аудируемого лица, а также изучение взаимосвязи этих соотношений и закономерностей с другой имеющейся в распоряжении аудитора информацией или причин возможных отклонений от нее.
Перед выбором конкретного метода аудитор должен определить объем выборки, то есть отдельные сферы применения методов и приемов контроля, либо выразить мнение о необходимости сплошной проверки на предприятии. При этом специалист должен соблюдать МСА.
Если были выявлены серьезные сомнения относительно достоверности отражения хозяйственных операций в финансовой отчетности, то аудитор должен попытаться получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства для устранения такого сомнения. При невозможности получения таких доказательств аудиторское заключение модифицируют.

Заключение и вывод

Объект исследования - ООО «Строительная Сантехника» действует с 12.10.2012, зарегистрирована по адресу: 394026, Воронежская обл., город Воронеж, улица Электросигнальная, 17.  Основным видом экономической деятельности является «торговля оптовая санитарно-техническим оборудованием».
Бухгалтерия в своей деятельности строго руководствуется Федеральным законом «О бухгалтерском учете», Положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации и другими
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности перед составлением годовой бухгалтерской отчетности в ООО «Строительная Сантехника» по приказу генерального директора производится инвентаризация имущества и финансовых обязательств.
В ООО «Строительная Сантехника» проверка наличия запасов производится на определённую дату путём сравнения фактических данных с балансовой информацией. Это основной способ контроля в ООО «Строительная Сантехника» за имущественными ценностями. Инвентаризация в ООО «Строительная Сантехника» проводится с соответствии с нормативными документами регламентирующими порядок проведения инвентаризации: Приказ Минфина №49 «Указания по проведению инвентаризации»; гл. 25 НК РФ; ФЗ № 402 «О бухгалтерском учете»; нормативные документы гос. власти, осуществляющей внутренний контроль; приказы руководства организации Инвентаризация в ООО «Строительная Сантехника» помогает отслеживать движение средств и определять стоимость имущества. В законодательстве четко не прописаны условия и частота проведения сверки поэтому ООО «Строительная Сантехника» должна фиксировать в учетной политике сроки. Количество проверок за год, их даты, перечень имущества также определяется руководством ООО «Строительная Сантехника». В ООО «Строительная Сантехника» ответственность установлена и закреплена внутренними локальными актами за выполнение каждой контрольной функции, за конкретным субъектом. В ООО «Строительная Сантехника» организована контрольно-ревизионная комиссия, это орган внутреннего финансового контроля юридического лица, избираемый общим собранием участников (акционеров) хозяйственного общества не реже одного раза в год для контроля за финансово хозяйственной деятельностью.
Источниками информации для оценки внутреннего контроля в ООО «Строительная Сантехника» являются:
- приказ об учетной политике предприятия.
- сводные регистры синтетического учета (Главная книга, оборотно-сальдовая ведомость, ведомость остатков по синтетическим счетам и т.д.).
- регистры аналитического учета (аналитические ведомости, книги остатков, карточки складского учета и т.д.)
- приказы о назначении состава инвентаризационной комиссии и проведении инвентаризации.
- первичные документы (требования, накладные, акты на списание и т.д.).
- журналы регистрации по оформлению операций с материалами.
Целями внутреннего контроля в ООО «Строительная Сантехника» заключаются в следующем:
- своевременное и правильное отражение хозяйственных операций;
- предоставление информации для оперативного контроля за использованием производственных ресурсов;
-выявление резервов снижения себестоимости продукции;
-определение результатов внутрипроизводственного хозрасчета по структурным подразделениям предприятия и др.
В ООО «Строительная Сантехника» при проведении инвентаризации обычно выделяется 1 день для того, чтобы определить максимальные по количеству или сумме отклонения, сделать пересчеты и произвести поиск неучтенного при инвентаризации имущества, что приводит к корректировке предварительных результатов инвентаризации, и способствует возрастанию достоверности результатов инвентаризации.
В ООО «Строительная Сантехника» не определен порядок расчета материального ущерба с целью удержания недостачи с виновных лиц.
Для повышения качества проводимых инвентаризаций необходимо:
1. Создать постоянно действующую инвентаризационную комиссию.
2. Членам инвентаризационной комиссии необходимо четко заполнять первичные документы, что будет способствовать более быстрой их обработке.
3. ООО «Строительная Сантехника» инвентаризационная опись составляется в одном экземпляре, что может быть причиной признания результатов инвентаризации недействительными. Рекомендуем составлять инвентаризационную опись в двух экземплярах, второй экземпляр вручать материально ответственному лицу.
Выполнение предложенных мероприятий повысит качество и достоверность результатов инвентаризации.
В ходе оценки организации и порядка бухгалтерского учета в ООО «Строительная Сантехника» выяснено, что согласно учетной политики бухгалтерский учет в организации осуществляется главным бухгалтером. Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций на высоком уровне в программе Бухгалтерия 8.2. В целях совершенствования бухгалтерского учета в ООО «Строительная Сантехника» предлагается приобрести программный продукт 1С-БухОбслуживание.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ