управление инновационными проектами

Цели и задачи

цель работы – проанализировать управление инновационными проектами и провести оценку эффективности инновационного проекта на конкретном предприятии.

Введение и актуальность


Планирование появилось для конструирования или перепроектирования определенных пространственных построений. В частности, для модернизации и трансформации крупных городов и проектирования сложных систем железнодорожного транспорта. Существует также более поздняя традиция в сфере планирования, которая уходит корнями в широкомасштабное экономическое планирование на уровне отдельных регионов и страны. Процессы освоения географического пространства, создания сложных конструкций и промышленной продукции имеют тенденции к ориентации на конечные результаты. Планирование способствует описанию построения новых конфигураций, производственно-хозяйственных целей, которых необходимо достичь, или замысла очередной кампании. Поэтому издавна люди, занимающиеся планированием, обращали внимание в первую очередь на конечный результат, а не на процесс.
Таким образом, «сейчас вполне очевидно, что для обеспечения качественного планирования деятельности предприятия система планирования должна быть как-то связана с результатом своей работы: каким-либо образом отвечать за обоснованность и эффективность плановых показателей». [10; с. 99]
В развитом рыночном хозяйстве стоимость товаров и услуг определяется не индивидуальными затратами товаропроизводителей и не их личностно-качественными характеристиками, как было в начале обмена. В процессе внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции рынок, с одной стороны, постоянно проявляет средневзвешенные затраты всей совокупности производителей данного типа, а с другой – конечный спрос на разные альтернативные товары подобного назначения.
Вследствие такого взвешивания и в плане затрат производства и с точки зрения структуры спроса – стихийно, вне влияния производителей и покупателей того ли другого вида товара, определяется его рыночная (или общественная) стоимость. На ее основе в зависимости от состояния спроса и предложения формируются оптовые, розничные и другие цены (в условиях свободной конкуренции).
Эта информация позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с условиями рынка и раньше времени принимать меры относительно снижения своих индивидуальных затрат или повышения качества продукции, изменения его ассортимента и т.п. Итак, обеспечивается беспрерывный технический прогресс всего общественного производства.
Отличия рынка и системы централизованного управления, безусловно, обуславливают соответствующую специфику планирования деятельности коммерческих структур в условиях рыночной экономики. В основе этих отличий находится негосударственная форма собственности. Коммерческие предприятия отвечают за результаты своей хозяйственной деятельности, как правило, всем своим имуществом. Им никто не устанавливает показатели объема производственной деятельности, прибыли, затрат, производительности труда. Они работают не на «показатели от достигнутого уровня», а на эффективность производственной деятельности. Конкуренция заставляет их принимать реальные меры относительно снижения затрат материальных и трудовых ресурсов, обновление продукции, обеспечение ее конкурентоспособности.
«Планирование инновационного проекта представляет собой один из важных факторов функционирования и развития инновационного процесса в рыночных условиях хозяйствования». [9; с. 110] Данная деятельность имеет тенденцию к совершенствованию согласно объективным требованиям рынка: производства и реализации товаров или услуг, усложнением и диверсификацией хозяйственных связей, усилением роли потребителя в формировании экономических и эстетических параметров продукции, критериев предоставления сервисной услуги. Важную роль играют также изменения в организационных формах и характере деятельности предприятий, повышение значения глобализации и интеграции в мирохозяйственных связях.
Планирование инновационного процесса представляет собой процесс разработки системы планов НИОКР и плановых (нормативных) показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми материальными финансовыми ресурсами и повышению эффективности его инновационной деятельности в предстоящем периоде.
Планирование инновационных проектов на предприятии базируется на использовании трех основных его систем:
перспективного планирования инновационной деятельности предприятия;
текущего планирования инновационной деятельности предприятия;
оперативного планирования инновационной деятельности предприятия.
Все системы планирования находятся во взаимосвязи и реализуются в определенной последовательности. На первоначальном исходном этапе этого процесса осуществляется перспективное планирование, которое призвано реализовать стратегические цели развития предприятия в инновационной сфере, а также определить задачи и параметры текущего планирования. В свою очередь, текущее планирование, формируя плановые задания инновационного развития предприятия в рамках предстоящего года, создает основу для разработки и доведения до исполнителей оперативных бюджетов (и других форм оперативных плановых заданий) по всем основным вопросам инновационной деятельности.
«Долгосрочный план по важнейшим направлениям инновационной деятельности предприятия составляется, как правило, на предстоящие три года с разбивкой по отдельным годам прогнозируемого периода, форма такого плана носит произвольный характер, но в нем должны получить отражение наиболее важные параметры инновационного развития предприятия, определяемые целями его инновационной стратегии». [7; с. 95]
В процессе прогнозирования основных показателей долгосрочного плана инноваций на предприятии используются следующие основные методы:
метод корреляционного моделирования;
метод оптимизационного моделировании;
метод многофакторного экономико-математического моделирования;
расчетно-аналитический метод;
экономико-статистический метод.
Кроме перечисленных основных видов текущих планов на предприятии могут разрабатываться и другие их виды (например, программа реальных инвестиций в разрезе отдельных инвестиционных проектов, специальные планы инноваций и т.п.).
Таким образом, планирование инновационного проекта – это упорядоченная совокупность стадий и действий, связанных с ситуационным анализом возможностей предприятия, постановкой целей планирования, осуществлением планирования, продвижением плана инноваций, его реализацией и контролем за выполнением плана. Планирование инновационной деятельности направлено на оптимальное использование возможностей компании, в том числе оптимальное использование всех видов финансовых, материальных и научных ресурсов и предотвращение неверных действий, способных привести к снижению эффективности инновационного проекта.

Заключение и вывод


Инновационный проект – это система взаимосвязанных мероприятий, которые распределены по видам ресурсов, срокам реализации, исполнителям и целью которых является развитие науки, технологии и техники. То есть цель инновационного проекта всегда является новаторской, иными словами, инновационной.
Основой разработки и последующего управления инновационным проектом являетcя контроллинг, который представляет собой проверку, осуществляемую на каждом этапе инновационного проекта. Основная функция контроллинга – это своевременное извещение руководства о конкретных этапах реализации проекта и корректировка управления реализацией инновационного проекта в организации.
Таким образом, реализация функций контроллинга позволяет достигать максимальный эффект от деятельности субъектов контроллинга, корректировать направление деятельности и своевременно реагировать на негативные изменения, происходящие в ходе работы над инновационным проектом.
Успех инновационного проекта тесно связан со следующими факторами:
Состояние технологического оборудования. В условиях кризисной экономики достаточно сложно реализовывать инновационные проекты, так как стоимость финансирования крайне дорога, а оборудование на некоторых российских предприятиях не менялось годами;
Финансовые ресурсы. Финансовые ресурсы являются основным источником любого инновационного процесса. Крупные инновационные проекты всегда нуждаются в особом виде финансирования – государственное участие.;
Квалификация персонала. Успех инновационного проекта и эффективное управление инновационным проектом связано с уровнем квалификации персонала.
В условиях социально-экономического кризиса основной стратегией управления портфелем инновационных проектов является консервативная стратегия, заключающаяся в том, что в первую очередь реализуются инновационные проекты, финансирование этапов реализации которых полностью подтверждено и сроки окупаемости которых минимальны, при этом экономическая эффективность которых сравнительно выше, чем у других проектов.
Таким образом, управление инновационным проектом является наукой, которая изучает эффективное руководство использования научно-технических, материальных, финансовых и других ресурсов на протяжении срока реализации инновационного проекта с применением системы научных методов с целью достижения эффективных результатов.
Проведенный анализ управления инновациями в компании «RL Telecom» показал, что информационные инновации, реализуемые в компании «RL Telecom» связаны с технологическими инновациями. Основное отличие оператора «RL Telecom» от других операторов – это узкий профиль услуг. Клиент компании – это клиент, который на первое место ставит свою безопасность. В настоящее время «RL Telecom» строит свою сеть на основе связи третьего поколения, это связано с тем, что высшая степень безопасности абонентов детально разработано именно для сетей 3G, в последствии планируется переход на системы 4G. Именно после разработки в области технологии обеспечения безопасности трафика абонента (технологической инновации) возможен будет переход на работу в системе 4G, которые основаны на пакетных протоколах передачи данных. Таким образом, «RL Telecom» можно отнести к инновационным компаниям телекоммуникационного сектора и сделать вывод, что управление инновациями проявляется не только информационном или технологическом плане, но и в организационно-управленческой и маркетинговой сферах.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ