исследование управления направлениями таможенной деятельности

Цели и задачи

Целью курсового проекта является исследование управления направлениями таможенной деятельности.

Введение и актуальность


Таможенное дело, как субъект управления – это система управления сферой внешнеэкономической деятельности, ее участниками, товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу – объектами управления. Такое управление осуществляется в форме таможенного регулирования и контроля; шире – это система таможенного администрирования (СТА).
С позиции теории систем управление таможенным делом является вложенной системой по отношению к системе таможенного администрирования. Поэтому, по большому счету, управляя таможенным делом, мы регулируем процессы в сфере внешнеэкономической деятельности и по каналам обратной связи контролируем полученные результаты. Далее, анализируя их, по мере необходимости принимаем решения по изменениям собственно в таможенном деле и или в сфере внешнеэкономической деятельности.
В такой постановке речь идет об управлении таможенным администрированием, которое начинается с международного уровня, например, с уровня Всемирной торговой организации (ВТО), содержание которого, в частности, раскрывают такие ключевые документы, как Киотские протоколы и Рамочные стандарты безопасности и содействия торговле. В них отражены единые принципы и процедуры организации и реализации таможенного администрирования для всех администраций мира, подписавших данные документы. Заканчивается такое управление на уровне таможенного инспектора, принимающего в ходе взаимодействия с участниками внешнеэкономической деятельности конкретные решения по таможенным вопросам в объеме своих должностных обязанностей.
Таможенное дело находится в процессе непрерывного развития. Это гармонизированный процесс концептуальных, правовых, организационных, технологических и иных динамических изменений системно-эволюционного характера.
Основные факторы развития: интеграция российской экономики в мирохозяйственные связи, развитие ЕАЭС, вступление Российской Федерации в ВТО, масштабы и характер деятельности хозяйствующих субъектов, идеология всемерного содействия развитию торговой деятельности. Все это объективно выдвигает в число приоритетных направлений практическую реализацию новой философии таможенного дела – «контроль-сервис», предполагающей развитие таможенной службы Российской Федерации для повышения качества таможенных услуг, предоставляемых государству, обществу и участникам внешнеторговой деятельности.
Стратегической целью развития таможенных органов является повышение уровня экономической безопасности Российской Федерации, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в российскую экономику, полного поступления доходов в федеральный бюджет, защиты отечественных товаропроизводителей, охраны объектов интеллектуальной собственности и максимального содействия внешнеторговой деятельности на основе повышения качества и результативности таможенного администрирования. Она сводится к нескольким основным параметрам:
повышению уровня соблюдения права ЕАЭС и законодательства стран-участниц ЕАЭС о таможенном деле, обеспечению полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов;
повышению качества предоставления государственных таможенных услуг, сокращению издержек участников внешнеэкономической деятельности и государства, связанных с совершением таможенных операций и таможенным контролем;
повышению эффективности работы таможенных органов по выявлению и пресечению контрабанды, в том числе незаконного вывоза товаров и ценностей.
В целом таможенное дело и как объект, и как субъект управления является открытой, динамично развивающейся системой, представляющий собой сложный предмет для изучения.
Таким образом, к основополагающим направлениям деятельности таможенных органов относятся виды взаимодействия между ними и участниками внешнеэкономической деятельности, что позволяет обеспечить достижение согласованности и упорядоченности в сфере государственного управления таможенным делом. Из направлений таможенной деятельности следует выделить информационное обеспечение, прогнозирование, планирование, организационную и распорядительную деятельность, руководство, координацию, регулирование и контроль.
Важной характеристикой таможенного дела является то, что оно является с одной стороны управляемой, а с другой стороны управляющей системой.
Как субъект управления таможенное дело представляет собой систему управления сферой внешнеэкономической деятельности, участниками внешнеэкономической деятельности, товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу.
Как объект управления таможенное дело представляет собой систему таможенных институтов, организаций, процессов, таможенных услуг и таможенного персонала.

Заключение и вывод


Таможенная деятельность направлена на взаимодействия между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности. Ее успешная реализация способствует обеспечению достижения согласованности и упорядоченности в сфере государственного управления таможенным делом. Направления таможенной деятельности базируются на информационном обеспечении, прогнозировании, планировании, организации, распорядительной деятельности, руководстве, координации, регулировании и контроле.
Таможенное дело выступает одновременно и управляемой, и управляющей системой.
Как субъект управления таможенное дело представляет собой систему управления сферой внешнеэкономической деятельности, ее участниками, товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу ЕАЭС.
Как объект управления таможенное дело представляет собой систему таможенных институтов, организаций, процессов, таможенных услуг и таможенного персонала.
Управление направлениями таможенной деятельности образует строгую систему взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, в которой субъекты управления – все руководители, наделенные полномочиями принимать управленческие решения, давать поручения подчиненным сотрудникам и коллективам и требовать их выполнения, а объекты управления – исполнители решений, приказов, поручений управляющей подсистемы, специалисты таможенного дела, таможенные коллективы, организационные структуры, технологические таможенные процедуры, все виды деятельности по осуществлению функций, возложенных на таможенные органы, ресурсы таможенной деятельности и т.д.
Оценка эффективности управления является неотъемлемым элементом организации процесса управления в таможенных органах, на основе показателей которой осуществляется планирование, прогнозирование и определение путей развития таможенной деятельности.
В процессе реализации функций управления направлениями таможенной деятельности возникают определенные проблемы, из которых, в частности, можно выделить несовершенство нормативно-правового регулирования, сложность корректного определения инструментов оценки уровня эффективности управления, влияние внешних факторов, отражающихся на деятельности как конкретного таможенного поста, таможни, регионального таможенного управления, так и всей таможенной службы.
При возникновении проблем необходимо своевременно их выявить и принять необходимые управленческие решения для их решения, в связи с чем возникает вопрос о создании такой системы оценки, которая бы не была очень громоздкой и могла показать взаимосвязь между разными результатами деятельности таможенных органов.
Решение проблемы совершенствования таможенного администрирования и управления направлениями таможенной деятельности заключается, в том числе, в сокращении времени совершения таможенных операций, уменьшении количества документов, предъявляемых при декларировании, активном межведомственном сотрудничестве как с различными государственными органами Российской Федерации, так и с таможнями иностранных государств.
Кроме того, одним из перспективных направлений в управлении в таможенных органов является внедрение элементов механизма контроллинга.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ