Институт старосты

Цели и задачи

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение специфических черт, присущих институту старосты в современной России.

Введение и актуальность


Законодательно определена главная задача деятельности старост: взаимодействие местной власти и жителей сельских поселений в решении вопросов местного значения. Старосты призваны работать с населением, реализуя это взаимодействие через сходы, собрания, конференции жителей, направляя по результатам подобных мероприятий обращения и предложения в органы власти, в том числе в виде проектов муниципальных правовых актов, которые подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления.
Старосты информируют жителей по вопросам организации и осуществления местного самоуправления, доводят до сведения жителей важную информацию, полученную от местных органов власти; содействуют в организации и проведении публичных слушаний и общественных обсуждений. Уставами муниципальных образований и иными нормативными правовыми актами муниципальных представительных органов власти, в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, могут устанавливаться и иные полномочия старост сельских населенных пунктов. На местах разрабатываются типовые положения о сельских старостах и типовое положение о советах старост, которые утверждаются на федеральном и региональном уровнях.
Современное развитие института сельских старост является логической формой реализации Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации, в которой одной из важнейших форм осуществления местного самоуправления является организация и поддержка деятельности старост.
Перечень направлений деятельности сельских старост сводится к оказанию содействия администрации муниципального образования по решению ряда вопросов местного значения. К таким вопросам относятся: защита интересов населения, доведение проблем до соответствующих региональных и муниципальных органов власти, принятие мер для их решения, участие в разрешении споров и конфликтов граждан; и информирование населения о принятых муниципальных правовых актах и содействие их исполнению; содействие в реализации прав и законных интересов граждан.
Староста сельского населенного пункта не может занимать государственную или муниципальную должность, состоять в трудовых отношениях с органами местного самоуправления. Кроме этого Закон предусматривает определенные ограничения при назначении старосты сельского поселения, в случаях, если лицо, признанно судом недееспособным или ограниченно дееспособным, имеет непогашенную или неснятую судимость.
Гарантии деятельности и иные вопросы статуса старосты сельского населенного пункта могут устанавливаться уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Законом, срок полномочий старосты сельского населенного пункта устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет. Полномочия могут быть прекращены досрочно по решению представительного органа муниципального образования, в состав которого входит данный сельский населенный пункт, по представлению схода граждан сельского населенного пункта, с учетом исторических и иных местных традиций может быть установлено иное наименование должности старосты сельского населенного пункта.
В контексте совершенствования территориальной организации местного самоуправления институт старосты рассматривается как социально-политический институт, который смог бы поднять эффективность управления территориальными общностями низового уровня. компенсировать возможные негативные последствия укрупнения муниципальных образований, именно укрупнение муниципальных образований и стало одной из причин появления института сельских старост.
Таким образом, возрождение института старосты в современной России связано с проводимыми в РФ реформами местного самоуправления, укрупнения муниципальных образований, улучшения коммуникаций населения с местными органами самоуправления, активизации населения в решении жизненно важных вопросов местного значения.

Заключение и вывод

Проанализировав основные положения законодательства об институте старосты и его особенностях, можно сделать следующие выводы.
Специфика реализации местного самоуправления в России заключается в том, что Конституция Российской Федерации рассматривает местное самоуправление как одну из основ государственного строя, неотъемлемое условие осуществления народом принадлежащей ему власти, а также как субъективное право граждан на участие в управлении местными делами.
Исходя из мирового опыта, местное самоуправление создает действительный противовес негативным настроениям региональной элиты и позволяет укрепить принцип федерализма. Реформы последних лет приводят к изменению юридического механизма регулирования и осуществления местного самоуправления в России.
Важность дальнейшего развития местного самоуправления определена целым рядом обстоятельств. Данная власть должна способствовать созданию демократического режима, исходя с самого низа власти. Демократия представляет собой не формальный институт избирательных процедур, но общественное партнерство, подразумевает участие в делах общества каждого из граждан. Местное самоуправление призвано помочь найти оптимальное сочетание интересов государства с интересами муниципалитета. Местное самоуправление должно быть опорой для центральной власти, ведь они заинтересованы в сильной центральной власти, что является гарантией их статуса.
В настоящее время состояние местного самоуправления в России имеет множество недостатков, что диктует необходимость дальнейшего совершенствования законодательства в сфере местного самоуправления, в том числе внесение изменений в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Необходимость учреждения института сельских старост заключается в приближении местных органов власти к жителям и экономической целесообразностью. Согласно законодательству староста сельского населённого пункта назначается представительным органом муниципального образования, в состав которого входит данный сельский населённый пункт, по представлению схода граждан сельского населённого пункта из числа лиц, проживающих на территории данного сельского населённого пункта и обладающих активным избирательным правом.
Староста не является лицом, замещающим государственную должность, должность государственной гражданской службы, муниципальную должность или должность муниципальной службы, не может состоять в трудовых отношениях и иных, непосредственно связанных с ними отношениях с органами местного самоуправления. Кроме того, закон устанавливает запрет на занятие должности сельского старосты лицом, имеющим непогашенную или неснятую судимость, или лицом, признанным судом недееспособным или ограниченно дееспособным
Закон закрепляет общие требования к сроку полномочий сельского старосты: не менее двух и не более пяти лет. На наш взгляд, особо значимым является то, что на федеральном уровне получил своё обобщение и закрепление перечень задач, возложенных на сельского старосту, среди которых: взаимодействие с органами местного самоуправления, муниципальными предприятиями и учреждениями и иными организациями по вопросам решения вопросов местного значения в сельском населённом пункте; информирование жителей сельского населённого пункта по вопросам организации и осуществления местного самоуправления, а также содействие в доведении до их сведения иной информации, полученной от органов местного самоуправления; содействие органам местного самоуправления в организации и проведении публичных слушаний и общественных обсуждений, обнародовании их результатов в сельском населённом пункте.
Уставом муниципального образования и/или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, могут устанавливаться гарантии деятельности и иные вопросы статуса старосты в системе местного самоуправления.
Вместе с тем, как показал анализ практики формирования института старосты в Российской Федерации на современном этапе, многие вопросы организационно-правового характера остаются проблемными. Региональные власти, проводя укрупнение муниципальных образований, часто лишают жителей малонаселенных пунктов возможности взаимодействия с органами местного самоуправления при решении вопросов местного значения в сельском населённом пункте, расположенном в поселении, городском округе или на межселенной территории. Пытаясь решить данную проблему с помощью института старосты, региональные власти во многих случаях «насаждают» данный институт сверху, не учитывая интересы местного населения, пытаясь возложить на старосту решение вопросов местного значения поселения, не обеспечивая ресурсами и правовой поддержкой.
Полагаем, что в перспективе, институт старосты должен обрести четкую правовую форму, законодательно закрепленное ресурсное обеспечение своей деятельности, повсеместную поддержку со стороны представителей органов власти местного самоуправления.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ