Импрессионизм в лирике А.А.Фета

Видным представителем импрессионизма является А. А. Фет. Он был одним из родоначальников русского импрессионизма, который появился в Европе в конце XIX века. Его творения повлияли не только на русскую, но и на мировую культуру. Влияние Фета особенно сказалось на творчестве поэтов и художников XX века, и большей части Блока.

Основные характерные черты импрессионизма

Общими чертами для всего русского импрессионизма в литературе были: «ослабление сюжета, когда преобладает не динамика событийного действия, человеческих взаимоотношений, а динамика внутренней, причудливой и напряженной текущей жизни героя, метаморфозы его настроений, чувств, эмоциональных реакций» [12], а также особое мировоззрение, которое основано на субъективном видении окружающей реальности.
Русскому импрессионизму в литературе свойственный глобальный и, обзорный срез бытия, а также общий взгляд на жизнь и ее течение, которые воспринимаются в единстве многообразия течения времени и событий. Ввиду этого, реализму свойственно случайное и незначительное в жизни, каждая деталь жизни стали входить в культурную площадку и обращать на себя большее внимание [23, с. 196]. Повышенное внимание к «обыденности», неприметному течению жизни – еще один признак литературного импрессионизма. Это связано с выражением «многослойных» настроений и, вместе с тем, «углублением лирического подтекста, активизацией музыкального начала произведения» [25, с.125].
В качестве особого стиля в импрессионизме следует отметить первое впечатление как доминирующую ценность в описании всего. Что происходит: черты, как бы схваченные наугад, и детали, которые «нарушали строгую последовательность повествовательного плана и принцип отбора сущностного, но своей «боковой» правдивостью рассказа сообщали необыкновенную яркость и свежесть, а художественная идея –неожиданное разветвление и многообразие» [1, с.210].
Отдельно проявляются особенности импрессионизма у представителей русской поэзии. Здесь можно проследить следующие особенности:
повествование в настоящем времени (отсутствие биографических данных);
отсутствие фабулы и интриги (фактическая сторона повествования, события – случаи, действия, состояния);
преобладание живописных мотивов и любовной лирики, внимание сосредоточено на чувствах, на субъективных ощущениях;
внешний мир превращается в поток ощущений, внутренний – в поток разрозненных впечатлений;
записываются мельчайшие впечатления, как они в настоящее время воспринимаются человеческими чувствами, без особых рассуждений и размышлений;
много декоративных сравнений;
образуются новые слова, которые должны выражать многообразие предмета в одном восприятии;
чтобы не пропустить смену впечатлений, слова торопливо следуют друг за другом, часто теряя логическую связь предложения;
поэзия насыщена красочными эпитетами;
очень много прилагательных (красочные нюансы), одно существительное сопровождается 3–4-мя эпитетами;
в ряде случаев наличие наречий-эпитетов при глаголах;
используются составные прилагательные;
значение звуковой стороны слова возрастает, автор пытается приблизить поэзию к музыке через акустическую;
предложения часто лишены субъекта или предиката; синтаксис выражает не логическое движение, а психологическое становление мысли [5, с.157].
Таким образом, в поэзии, преломленной через импрессионизм, как и в живописи, были использованы «крупные мазки» и единая интонация и эмоциональный фон, произошла замена глаголов существительными и прилагательными – причастиями и наречиями, которые выражали динамику, процесс и столкновение.
Следовательно, русский импрессионизм, несмотря на его фрагментарные проявления, безусловно, заслуживает права быть вписанным в историю русской культуры в русской литературе (в том числе и поэзии).

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ