МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ ДИСКУССИИ

Цели и задачи

Целью работы дать определения понятию «групповая дискуссия» и охарактеризовать методы ее организации.

Введение и актуальность


В тренинге групповая дискуссия может быть использована как в целях предоставления возможности участникам увидеть проблему с разных сторон (это уточняет взаимные позиции, уменьшая сопротивление новой информации от ведущего и других членов группы), так и в роли средства групповой рефлексии через анализ индивидуальных переживаний (увеличивая сплоченность группы и одновременно облегчая самораскрытие участников).
Между этими задачами есть ряд других, промежуточных. В структурированных дискуссиях задают тему для обсуждения, а иногда и четко регламентируется порядок проведения дискуссии (формы, организованные по принципу "мозгового штурма"). В неструктурированных дискуссиях тема выбирается самими участниками.
Время дискуссии формально не ограничено. Иногда формы дискуссий выделяют, опираясь на характер материала, что обсуждается. В тематических дискуссиях обсуждаются значимые для участников тренинговой группы проблемы [15, c. 87].
Возможности групповой дискуссии:
1. Групповая дискуссия позволяет ее участникам чувствовать себя включенными в процесс принятия решений, что ослабляет сопротивление новшествам.
2. Дискуссия позволяет сопоставить противоположные позиции и тем самым помочь ее участникам увидеть разные грани проблемы.
3. Если решение инициировано группой, поддержано присутствующими, его [16, c. 75] значение возрастает, и оно превращается в групповую норму.
Итак, групповая дискуссия является свободным вербальным обменом знаниями и мнениями между участниками группы. Она позволяет научить:
1) конструктивному анализу реальных ситуаций;
2) умению слушать, понимать позиции оппонентов;
3) взаимодействию с другими участниками.

Заключение и вывод

1. Итак, можно сделать вывод, что метод групповой дискуссии (от лат. diskussio — рассмотрение, разбор, исследование) является важным средством выяснению управленческих проблем и используется прежде всего как способ организации совместной деятельности с целью оперативного и эффективного решения стоящих задач, а также как метод активного обучения и стимулирования групповых процессов в естественных и специально созданных группах.
Организационно дискуссии разделяют на этапы:
– определение целей и темы;
– сбор информации;
– упорядочение, интерпретация и совместная оценка обсуждаемой информации и возможно выработки коллективного решения;
– подведение итогов дискуссии, сопоставление цели с полученными результатами
Основные правила проведения дискуссии:
– Благожелательное отношение и внимание к каждому участнику.
– Воздержание от одобрительных или неодобрительных высказываний.
– Сосредоточение всей дискуссии на теме, фиксация внимания участников на обсуждаемых вопросах.
– Краткость, содержательность, аргументированность как в процессе дискуссии, так и во время подведения итогов.
– Общий вывод должен не суммировать размышления над проблемой, а выступать следующим шагом для продолжения обсуждения этой темы в будущем.
2. Групповая дискуссия состоит из таких основных стадий:
1) ориентировка; 2) сбор информации; 3) оценка; 4) подведение итогов.
Правильная организация групповой дискуссии включает несколько последовательных этапов работы:
1) формулировка и уточнение сути обсуждаемого вопроса.
2) высказывание альтернативных идей о путях и способах решения поставленного вопроса.
3) обсуждение достоинств и недостатков каждого из предложений, поступивших на предыдущем этапе дискуссии.
4) взвешивание всех «за» и «против» предложенных вариантов решения.
5) на основе наилучшего из выбранных предложений разрабатываются программа и план дальнейших действий.
В зависимости от сферы использования групповой дискуссии, специфики группы и выбора ведущего можно выделить следующие формы групповой дискуссии:
1. «Брейнсторминг» («мозговая атака»);
2. «Метод 635»;
3. Метод синектики;
4. Метод ринги;
5. Метод совещания. 

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ