Иммиграция в России: позитивные и негативные последствия.

Цели и задачи

Целью работы является исследование специфики иммиграции в России и ее позитивных и негативных последствий.

Введение и актуальность


По принятым в российской статистике определениям, легальными иммигрантами (или долговременными иностранными мигрантами) в России можно считать иностранных граждан, получивших вид на жительство, разрешение на временное проживание на срок более 9 месяцев, а также переселившихся в Россию на постоянное место жительства (то есть получивших гражданство РФ).
2. Анализ иммиграции в России и оценка ее последствий
2.1. Оценка современных тенденций иммиграции в России

Россию не принято считать привлекательной для иммиграции страной, поскольку уровень жизни в ней не настолько высок по сравнению со странами Европы или Северной Америки. Но, несмотря на низкие зарплаты, рецессию в экономике и падение курса рубля, в страну по-прежнему прибывает ежегодно значительное количество иммигрантов. По информации Главного управления по вопросам миграции МВД России на апрель 2016 года, на территории страны было 9,87 млн. иностранных граждан и лиц без гражданства. Большинство из них являются трудовыми мигрантами из стран ближнего зарубежья, а также беженцами из Украины, число которых в 2015 году составила по данным ФМС России 149,6 тысяч человек (в 2014 году - более 250 тысяч человек).
Ужесточение миграционного законодательства в России в 2015 году было направлено на антимиграционный эффект. Так, с 1 января 2015 года власти запретили въезд по внутреннему паспорту для граждан стран СНГ – не членов ЕАЭС, и обязали использовать заграничный паспорт. Также обязательно необходимо оформлять патент при приеме на работу, сдавать экзамен по русскому языку, истории России и законодательству РФ, получить медстраховку и другие требования. Большинство из указанных нововведений платно, и это отрицательно повлияло на иммиграцию в Россию, в первую очередь трудовую. Нововведения повышали налоговую нагрузку на работодателей, желающих взять на работу иностранцев. В результате таких факторов уже в первой половине 2015 года наблюдался отток мигрантов.
Падение курса российского рубля также привело к заметному сокращению трудовой иммиграции в России. Мигранты конвертировали заработанные рубли в валюту своего государства через доллары, но девальвация обесценила их труд почти вполовину. Однако уже с середины 2015 года, когда падение валют стран СНГ за пределами России набрало ещё большие обороты, тенденция изменилась. Например, национальная валюта Таджикистана – сомони за 2015 год обесценилась  почти на треть, узбекский сум стал дешевле вполовину, киргизский сом обесценился в отношении к доллару на 30%. В итоге низкие заработные платы и высокая безработица в странах Центральной Азии привели к тому, что Россия по-прежнему оставалась единственной страной для заработка.
На рис. 2.1 показана динамика иммиграции населения в Россию.

Заключение и вывод

Иммиграция в Россию - процесс въезда зарубежных граждан для жительства на территорию РФ. Переселение в РФ регулируется ее законодательством, а потому носит как нелегальный, так и легальный характер.
По принятым в российской статистике определениям, легальными иммигрантами (или долговременными иностранными мигрантами) в России можно считать иностранных граждан, получивших вид на жительство, разрешение на временное проживание на срок более 9 месяцев, а также переселившихся в Россию на постоянное место жительства (то есть получивших гражданство РФ).
Ужесточение миграционного законодательства в России в 2015 году было направлено на антимиграционный эффект. В результате уже в первой половине 2015 года наблюдался отток мигрантов. В 2016 году число прибывших иммигрантов незначительно уменьшилось. По данным Росстата за 2014 год в страну прибыло 4,624 млн. человек, при этом их численность увеличилась на 2,85% по сравнению с 2013 годом. В 2015 году число граждан, которые въехали в страну для работы, составило 4,734 млн. человек (+2,37%). В 2016 году численность иммигрантов сократилась до 4,706 млн. человек (на 0,59%).
В структуре международной иммиграции в России наибольший удельный вес занимают граждане страны СНГ, на эту группу стран приходилось 89% в 2016 году. Несмотря на то, что приток граждан замедлился по сравнению с 2015 годом, за 2016 год в страну по оценкам Росстата прибыло 575,16 тыс. человек. Сокращается доля мигрантов, которые приехали в страну для трудоустройства в прошлые годы. Так, например, на территории России сокращается количество иммигрантов из Китая на 11,3% в 2016 году по сравнению с 2015 годом. Аналогичная ситуация с другими странами. Однако для мигрантов из стран СНГ, Китая, Грузии и ряда других государств Россия остается перспективным рынком труда, несмотря на кризис, потому что экономическая обстановка в их родных государствах не позволяет им себя реализовать на родине.
Трудовая миграция - это неотъемлемый атрибут современного рынка труда. Его влияние довелось почувствовать и России, в XXI веке ставшей центром притяжения обширных потоков миграции, в первую очередь, из государств СНГ и Китая. Въезд в Россию трудовых мигрантов может явиться причиной уменьшения уровня оплаты местных работников и «вытеснения» их с рабочих мест; увеличить давление на социальную инфраструктуру. Все же демографическая проблема, а также дефицит трудовых ресурсов, не оставляют нашей стране выбора в разрешении вопроса о нужде привлечения в экономику мигрантов.
Немаловажным является и тот факт, что трудовая миграция положительно повлияет на разные аспекты отечественной экономики, смягчая проблемы занятости и создавая дополнительные рабочие места, увеличивая производительность и результативность труда. В свою очередь вследствие оттока трудовых ресурсов государство-импортер столкнется с ухудшением демографического положения, ростом инфляции, а также дефицитом профессиональной рабочей силы. Все же уменьшение уровня безработицы и инвестирование финансовых средств в хозяйство государства-донора будут содействовать в улучшении экономических показателей и образовании среднего класса. «Примирить» такие неоднозначные последствия трудовой миграции, на наш взгляд, может наблюдаемая в уровнях оплаты труда в государствах-донорах и реципиентах конвергенция. Такое сближение уровней зарплаты сглаживает и гармонизирует «минусы» и «плюсы» трудовой миграции, постепенно выравнивая экономическое развитие государств.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ