Идеал красоты в древней Греции

Цели и задачи

Цель исследования – раскрыть древнегреческий идеал красоты и показать его влияние на изобразительное искусство последующих эпох.

Введение и актуальность


Философ заложил основу для двух наиболее значимых концепций красоты: красота как гармония и пропорциональность частей (Пифагор) и красота как сияние. Для Платона красота существует сама по себе, независимо от физического носителя, который случайно оказался ее выражением; следовательно, она не связана с тем или иным объектом, она вездесуща. Красота не соответствует тому, что видит глаз. Поскольку тело для Платона – это темная пещера, где томится душа, интеллектуальное видение должно преодолеть чувственное видение. Платон, считая прекрасное божественной идеей, оторвал прекрасное как такое от реальных прекрасных явлений.
Таким образом, у Платона, красота часто рядом с добром, но последнее он ставит выше. В «Пире» Платон подчеркивает общую природу красоты, приходит к пониманию идеи красоты самой по себе (красота – объект, объективно существующий вне любого предмета) и к очертанию некоторой иерархии красоты в процессе ее понимания человеком – от чувственной красоты посредством духовной и моральной красоты до красоты чистого знания. В «Федре» прекрасный видимый мир действует как своего рода маяк, напоминающий душу и существование мира идей, о котором он имеет смутное воспоминание и указывает на истинный путь духовного совершенства.
В отличие от Платона, Аристотель (384-322 гг. до н.э.) задумал красоту не как неизменное, постоянное существо, существующее над миром, а как свойство природы и произведений искусства. Связывая красоту с добром, философ также сделал концептуальное различие между ними. Аристотель разработал теорию искусства и представил ее как часть в своей поэзии, но его идеи и дискуссии о красоте и искусстве разбросаны по разным трудам, включая метафизику, этику, физику и риторику. Он больше сосредоточился на изучении существующих форм искусства и развитии теории искусства.
У Аристотеля прекрасное существует в реальной действительности, а не рождается ни божественной идеей, ни человеческим сознанием. Прекрасное в живой природе Аристотель связывает с целесообразностью. В человеке прекрасное определяется его сущностью. Это позволяет Аристотелю совместить эстетику с этикой. Свойством прекрасного обладает добродетель, справедливость, мужество, бескорыстность, служение людям и родине.
Для Аристотеля в физическом мире красота «проявляется в величине и порядке» - прекрасная вещь должна быть легко предвидимой; на идеальном уровне, «что, желательный ради него, заслуживает больше похвалы, и что, будучи хорошим, это приятно, потому что это хорошо».
Для стоиков красота является, прежде всего, этической категорией. Однако они также использовали свой эстетический, как очевидный для всех, аспект, чтобы доказать истинность моральных установок, которые часто трудно или невозможно объяснить на концептуальном уровне. Красота ума (души) для них заключается в «гармонии учения и созвучности добродетелей», а красота материальных тел пропорциональна частям, цвету и физическому совершенству.
Таким образом, понятие красоты в классической Греции часто не ограничивалось только сферой эстетики, а распространялось и на сферу морали.

Заключение и вывод

В эпоху античности прекрасное было смыслом эстетического идеала, ценностью, принадлежащей в равной степени и к философии, и к эстетике, и к этике. Антропоморфное толкование эстетического идеала, определение его в древнегреческих концепциях, отождествление его с добром закрепили за этим понятием широкий смысл. В Греции внешний вид человека символизировал определенный уровень его внутреннего мира. Физическая красота уважалась везде, где только она не встречалась. Забота о телосложении, гармоничности формы и движения выглядели как стремление к благородству духа, достижения идеального образца внешности, который одновременно символизировал и нравственный идеал.
В формировании древнегреческой эстетической парадигмы важное место занимает гармония. Она объективная, существует независимо от нашего сознания и выражается в гармоничном устройстве всего сущего, начиная с космоса (макромира) и заканчивая микромиром. Она выступает как явление, способное выразить с помощью чисел и пропорций основных форм и структуры мира. Главной пропорцией устройства Вселенной утверждается золотое сечение.
Свой идеал женской и мужской красоты древние греки воплотили в скульптуре, которая отражала культ мужского атлетического тела и в то же время грации и привлекательности лица.
Древнегреческое понимание и изображение красоты имело огромное влияние на изобразительное искусство последующих эпох. Такие древнегреческие понятия как симметрия, пропорция, гармония стали ключевыми и нашли свое развитие в эпоху Возрождения и занимают заметное место в современном искусстве. Кроме того, современный общепринятый идеал мужской красоты мало отличается от древнегреческого.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ