Экспериментальное изучение способов разрешения конфликтов.

Цели и задачи

Цель работы состоит в том, чтобы провести экспериментальное исследование, направленное на выявление предпочтительных способов разрешения конфликтных ситуаций современными подростками.

Введение и актуальность


В современной науке и практике принято выделять множество различных видов конфликтов. Одним из наиболее известных оснований для типологии конфликтов является принадлежность конфликтующей стороны к тому или иному субъекту конфликтного действия [2, с. 314]. Так, в связи с этим принято выделять три главных типа конфликтов: внутриличностные конфликты, межличностные конфликты и межгрупповые конфликты. Представим краткую характеристику каждого из типов конфликтов.
Внутриличностные конфликты представляют собой столкновение двух противоположно направленных целей (потребностей, мотивов и интересов) у одного и того же человека. Так, ситуация временной незанятости человека может вызвать у него ряд негативных переживаний, которые так или иначе влекут за собой внутриличностный конфликт. Многие люди склонны переживать утрату смысла жизни. В целом же, внутриличностные конфликты также принято разделять на несколько разновидностей – мотивационный, нравственный, ролевой и адаптационный [2, с. 316].
Межличностный конфликт. Для такого типа конфликтов характерны ситуации противоречия, разногласия, возникающие между людьми. Такой тип конфликта, как правило, может охватывать буквально все области и сферы человеческих отношений. К примеру, может произойти столкновение интересов клиента, который ищет работу и специалиста службы занятости. По мнению первого предлагаемая вакансия может быть не подходящей, второй может считать и думать об обратном [2, с. 317].
Наиболее напряженным с точки зрения возникновения межличностных конфликтов является именно подростковый возраст. Так, повышенная конфликтность подростков во многом определяется особенностями и значением подросткового возраста в развитии личности.
Межличностный конфликт в подростковом возрасте может рассматриваться, как ситуация интенсивного личностного развития, связанного с переструктурированием когнитивных образований, динамикой мотивов, ценностей и тому подобного. Также следует отметить, что межличностные конфликты, возникающие в подростковой среде, могут нести как позитивное, так и негативное влияние в плане развития личности подростка.
Межгрупповые конфликты. Межгрупповые конфликты являются менее распространенными между людьми, однако они тяжелы по своим последствиям. Так, например, в службе занятости может наблюдаться противоборство между группой безработных и сотрудниками из-за несвоевременной выплаты пособия по безработице, наличии нездоровой психологической обстановки в коллективе центра занятости [2, с. 319].
Перейдем непосредственно к анализу причин, факторов возникновения тех или иных конфликтов.
Основными причинами конфликтов могут выступать противоречия во взглядах, несовпадение точек зрения, целей, подходов и различные видения способов разрешения возникшей ситуации, которые затрагивают личные интересы окружающих людей. Конечно же, перечислить все существующие причины не представляется возможным, однако, можно выделить некоторые причинные факторы возникновения конфликтов [3, с. 56-61].
Информационные факторы. Эта группа факторов предполагает недостаточное количество информации, что не позволяет в полной мере увидеть ситуацию, объективно оценить ее. В качестве основных предпосылок возникновения конфликта в таком случае выступают неполные и неточные сведения, слухи и преждевременная информация или информация, которая была передана с опозданием, ненадежность источников информации и тому подобные факторы. Из-за эмоциональных потрясений могут возникать определенные негативные последствия, которые в свою очередь приводят к забывчивости, рассеянности.
Поведенческие факторы. Факторы, входящие в состав данной группы, отличаются тем, что для них характерно проявление поведения, которое не устраивает сторону другого оппонента. Речь идет о неуместности, грубости, бестактности и тому подобном. Из-за этого человек может испытывать дискомфорт, негодование и свой гнев может изливать на другого человека.
Ценностные факторы. Здесь дело касается прежде всего неприемлемости одной из конфликтующих сторон принципов и ценностей, которым следует другая сторона.
Структурные факторы. Эти фактора характеризуются установившимися обстоятельствами, событиями, которые не могут быть изменены или откорректированы. Например, дело касается пола, возраста, ресурса, закона и тому подобного. Данная категория факторов отличается тем, что здесь имеют место глубокие переживания своего состояния, возникновение чувства безнадежности, ненужности, которое зачастую влечет разрушение отношений и сужение круга общения личности.

Заключение и вывод

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Подростковый возраст является периодом онтогенеза, переходным этапом между детством и взрослостью. На этом этапе развития личности происходит закладка основ и общих направлений формирования моральных и социальных установок личности.
Конфликт в любом случае представляет собой разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями. Конфликт – это прежде всего столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов, или субъектов взаимодействия.
Наиболее распространенным типом конфликта является межличностный конфликт. Говоря о межличностном конфликте следует представлять результат ситуации, в которой потребности, цели, представления одного человека вступают в противоречие с потребностями, целями и представлениями другого. Для возникновения межличностного конфликта необходимо прежде всего наличие противоречия – объективного или мнимого характера. Противоречия, возникающие в результате несовпадения во взглядах, оценках людей по самым разным явлениям, так или иначе приводят к ситуации спора. В том случае, если она представляет угрозу для одного из участников, то возникает конфликтная ситуация.
Для достижения цели, поставленной перед настоящим исследованием, мною было осуществлено экспериментальное исследование, направленное на выявление предпочтительных способов разрешения конфликтов среди современных подростков. Выборку исследования составили подростки – учащиеся 9-11 классов. Всего в экспериментальном исследование приняло участие 10 человек, среди которых 5 мальчиков и 5 девочек. Все участники исследования – дети подросткового возраста. В процессе экспериментального исследования были использованы следующие методики: методика «Стратегии поведения в конфликте», тест К. Томаса; опросник Басса-Дарки.
В результате проведенного исследования было выяснено, что чем более выраженной будет показатель личностной раздражительности, тем менее предпочтительным для личности будет способ разрешения конфликта «приспособление» и наоборот, чем более предпочтительным для личности будет тактика поведения «приспособления» в конфликте, тем менее выраженным будет показатель личностной раздражительности; чем более предпочтительным для личности будет способ преодоления конфликта «компромисс», тем более низким будет склонность к испытанию чувства вины, и наоборот, чем менее склонной личность будет к использованию компромиссной стратегии разрешения конфликтов, тем более выраженным у нее будет склонность к возникновению и переживанию чувства вины.
Таким образом, гипотеза о том, что современные подростки отдают предпочтение таким способам разрешения конфликтов, как «соревнование» и «избегание» не нашла свое подтверждение. Наиболее предпочтительным способом поведения в конфликтных ситуациях у опрошенных подростков оказался способ сотрудничества

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ