Христианство в Рязанской земле до татаро-монгольского нашествия

Цели и задачи

Цель работы – изучение христианизации Рязанского региона Древней Руси в домонгольский период.

Введение и актуальность


Финно-угорское население было представлено мордвой, муромой, мерей и мещерой. Все эти племена были языческими. Их религия согласно «Житию Константина Муромского» состояла в поклонении деревьям, особенно дуплистым, почитании рек и озер, для них характерны курганные погребения с трупоположением на запад.
Славяне, вятичи и кривичи, также были одними из самых отсталых племен. И вятичи, и кривичи были язычниками, согласно летописи, они жили в лесах, для заключения браков устраивались игры с песнями и плясками с похищением невест, имели несколько жен, при погребении совершали тризны и сжигали мертвецов на колодах, а пепел собирался в специальные сосуды. Летопись указывает на дурные нравы вятичей, которые «ели нечистое, срамословили при отцах и снохах».
Помимо этих двух этнических групп это был регион соприкосновения с тюркскими народами, испытывая также их духовное и культурное влияние. С юга приволжские и приокские территории издревле оказались в сфере влияния могущественного Хазарского каганата, официальной религией которого был иудаизм. На юго-западе располагались кочевья печенегов, а на юго-востоке Рязанщина граничила с половцами, которые несли постоянную угрозу славянам – среди этих племен сохранялось тюркское язычество. Летопись описывает дикие нравы половцев, которые ели мертвечину и нечистых животных (сусликов и хомяков), проливали кровь и сожительствовали с мачехами и невестками. На востоке же располагалась Волжская Булгария, население которой исповедовало ислам.
Упоминается также литовское племя голядь, обитавшее в северо-западных частях региона. Они были подчинены в ΧΙΙ веке.
Первые предпосылки зарождения христианства на Рязани связываются еще с деятельностью св. апостола Андрея в русских землях, который согласно летописям поднимался по Днепру и доходил до Новгорода распространяя христианское учение и соответственно мог проповедовать и в рязанских землях. Однако эти версия все же гипотетическая. Более реальной кажется версия о возможности появления христианства в рязанских землях в связи с миссией Константина Философа в Хазарский каганат в 858 году, когда многие хазары крестились. Но никаких подтверждений этому нет, равно ничего нельзя сказать о результатах просветительской деятельности княгини Ольги в регионе.
Фактически, начало христианства на Рязанщине было положено св. князем Владимиром. После Крещения Руси христианская вера стала распространяться во всех подчиненных регионах. В рязанско-муромских землях христианство призван был вводить св. князь Глеб, который был назначен своим отцом, крестителем Руси, править в Муром. Однако его миссия потерпела неудачу – молодой князь должен был покинуть город. Кроме того, в летописях содержатся свидетельства о крещении земель словен, мери, веси, кривичей, вятичей, муромы непосредственно при св. князе Владимире. Однако христианству тогда не удалось укорениться в рязанско-муромских землях, возможно из-за их отдаленности от центра. «Повесть временных лет» свидетельствует о сохранении языческих обрядов у вятичей на момент ее написания, то есть, к первому десятилетию XII века.
Просветителем вятичей являлся монах Киево-Печерского монастыря священномученик Кукша. Киево-Печерский патерик содержит информацию о многих чудесах святого в землях вятичей, который «и дождь с неба свел, и озеро иссушил, и много других чудес сотворил». О святом сказано, что он крестил вятичей, но был замучен и убит после многих пыток вместе со своим учеником. Смерть просветителя относят либо к середине XII века, либо к концу XI - началу XII века.
О водворении христианства в муромских землях сообщает «Житие св. князя Константина Муромского». Оно было введено насильно при сопротивлении местного населения. Согласно источнику, получив в удел муромские земли князь отправился с сыновьями, образом Пречистой Богородицы, иконами и богослужебными книгами к городу и потребовал подчиниться себе. Однако горожане отказались это сделать. Князь послал в город своего сына Михаила, но он был убит. Тогда князь осадил и захватил Муром. В честь победы он возвел собор в память св. страстотерпцев князей Бориса и Глеба, а в знаменование благовествования Евангелия язычникам-жителям города храм в честь святого Благовещения. Однако жители яростно сопротивлялись христианству – против князя был составлен заговор. Благодаря молитве в храме князь был спасен. В результате он наложил на всех пост, а после этого приказал всем жителям города явиться на реку Оку, где и произошло крещение муромцев. Князя Константина соотносили с князем Ярославом Святославичем, внуком Ярослава Мудрого и сыном черниговского князя Святослава, правившим Муромом в начале XII века. Судя по упоминанию святых князей Бориса и Глеба, обращение муромской земли в христианство произошло явно после 1072 года, когда они были канонизированы. Е. Голубинский относил крещение муромцев к концу XI века, а Н. Серебрянский и М. Тихомиров – вообще к первой половине XIII века. Однако отсутствие упоминания в житии всех предшественников князя кроме св. Глеба, следует признать более взвешенной первую точку зрения. О. Рапов склоняется к тому, что князь Константин и его сыновья получили в держание муромскую землю в начале XI века, что подтверждается в летописных источниках, упоминающих под 1095-96 годами монастырь и храм.
О распространении христианства в рязанских землях свидетельствуют археологические данные. Согласно им, христианство наиболее рано было принято у кривичей: к первой четверти XI века обряд трупосожжения полностью вытесняется трупоположением, характерным для христианских погребений. У вятичей в XI-XII веке наблюдалось сосуществование обряда кремации и ингумации. Крестики и элементы мелкой христианской пластики обнаруживаются на рязанских городищах уже с XI века, однако массовое распространение они получили в XII веке. Тогда же появляются христианские кладбища. К началу XIII века относят клады с серебряными и золотыми христианскими предметами: образа, медальоны, крестики, бляшки, кольца и подвески…
Также с XII века христианство стало распространяться среди соседних тюркских племен – в источниках упоминается, что в 1132 году крестился половецких князь Амурат.
Таким образом, христианизация рязанских земель произошла сравнительно поздно по отношению к остальным древнерусским землям, возможно из-за удаленности этих территорий и сложного этнического состава. Предание сохранило имена первых просветителей региона: св. Кукши- крестителя вятичей и св. князя Константина Муромского – просветителя жителей Мурома. Христианизация происходила в течение XI-XII веков, в XII веке уже господствуют христианские погребения. Письменные источники доносят, что христианство распространялось среди славян, а от них – и среди соседних народов, поэтому успех христианизации региона напрямую связан с его славянской колонизацией.

Заключение и вывод


Таким образом, христианизация Рязанских земель в древности (X-XII вв.) была напрямую связана с заселением этого региона славянами. Изначально здесь проживали финно-угорские народы: мордва, мурома, мещера, о чем свидетельствуют данные археологии и топонимики. Активно осваиваться славянами регион начал примерно с X века. Наблюдалось два колонизационных потока: северный со стороны кривичей и южный со стороны вятичей. Именно славянское население обеспечило интеграцию этих земель в состав Древнерусского государства. Заселение рязанских земель славянами происходило еще при господстве язычества, поэтому регион оказался трудновосприимчив к христианизации. Деятельность первых проповедников сопровождалась активным сопротивлением населения и для их обращения приходилось прибегать к насильственным действиям. Регион постепенно христианизировался к середине XII века, чему способствовал второй колонизационный поток из Киевского и Черниговского княжеств. В то же время языческие обычаи продолжали сохраняться, особенно у неславянского населения, христианизация которого затруднялась языковым барьером. Но и у жителей-славян сохранялись наряду с христианством пережитки язычества и элементы двоеверия, обнаруживаемые при археологических раскопках погребений. Христианство более успешно устанавливалось среди городского населения, а сельские жители в большей степени сохраняли древние традиции. Языческие пережитки сохранялись в мировоззрении даже высших слоев населения, что отражают письменные источники.
Таким образом, изначально рязанские территории были подчинены Черниговскому епископу, что было связано с политической историей края. Но с обретением рязанскими землями самостоятельности и ростом и развитием региона в течение XII века встала потребность в учреждении самостоятельной епархии, которая была образована примерно в конце XII – начале XIII века. В домонгольский период епископскую кафедру в Рязани успели занять два епископа, причем центром епархии изначально был Муром, как более древний город. Епископы были тесно связаны с княжеской властью и даже зависели от нее. Роль Церкви в общественно-политической жизни Рязанского края была велика, они были очень влиятельны. Рязанские епископы часто выступали в качестве миротворцев в княжеских междуусобиях. Рост и развитие Рязанской епархии сопровождалось активным храмостроительством, нашедшим отражение даже в летописях. Основание каждого нового поселения сопровождалось строительством храма, что позволяло укоренять христианство. По архитектуре храмы Рязани следовали черниговским образцам. В Рязанском крае были распространены храмы в честь Христа, Богоматери и месточтимых святых.
Таким образом, в Рязанских землях христианизация шла достаточно активно, что способствовало развитию духовной жизни края. Были распространены культы князей, с которыми связывалось крещение региона. Однако дошедшее до настоящего времени церковное предание имеет гораздо более поздние корни и достаточно сильно искажает реальную картину. имевшую место в древности. Церковное предание о некоторых святых имеет ярко выраженный фольклорный аспект, что связано с распространением культа святых в народе. Однако все сложившиеся культы на Рязанщине имеют под собой историческую основу, подтверждаемую сохранением мощей праведников. Развитию духовной жизни региона способствовало обилие священных христианских реликвий и святынь, многие из которых сохранились до новейших времен. Письменная традиция донесла до нашего времени сведения о многих чудотворных иконах и чудесах, сопровождавших их. Население глубоко почитало христианские реликвии и верило в их силу, о чем свидетельствует стремление приобрести их любыми путями. Судя по дошедшим данным, на Рязанщине в древности наиболее развиты были культы Божией Матери и св. князей Бориса и Глеба.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ