Гумилев как теоретик поэзии

В 1914 г. осуществился «внутренний раскол цеха», так как между Гумилёвым и Городецким разгорелся давно назревавший конфликт по поводу теоретических разногласий. Даже не только личные разногласия, но и начавшаяся война – в августе 1914 г. Гумилёв идет вольноопределяющимся в армию, что приводит к окончательному распаду «Цеха поэтов».
Были предприняты попытки по восстановлению «Цеха поэтов». В 1916-1917 гг. появился второй «Цех поэтов» под управлением Г. Адамовича и Г. Иванова, а в 1920-21 гг. существовал третий «Цех поэтов».
Пристальное внимание акмеистов к материальному, вещному миру не означало их отказа от духовных поисков. Со временем, особенно после начала Первой мировой войны, утверждение высших духовных ценностей послужило основой для творчества бывших акмеистов. Необходимо отметить, что в их работах настойчиво зазвучали мотивы совести, сомнения, душевной тревоги и даже самоосуждения. Пример, стихотворение Н. Гумилёва «Слово», 1921.
Акмеисты разработали тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя. Часто состояние чувств не раскрывалось непосредственно, оно передавалось психологически значимым жестом, а также перечислением вещей.
С этим же связано и особенное отношение к категории памяти. Память является важнейшим этическим компонентом в творчестве трех самых значительных представителей акмеизма — А. Ахматовой, Н. Гумилёва и О. Мандельштама. Во время футуристического бунта против традиций акмеизм выступал за сохранение культурных ценностей, потому что мировая культура являлась для них тождественной общей памяти человечества.
Ключевым принципом акмеизма служит следующее утверждение. «Всегда помни о непознаваемом, но не оскорбляй своей мысли о нем более или менее вероятными догадками».
Следовательно, ключевое понятие акмеизма, по мнению Гумилёва является равновесие, которое заключает в себе стремление к гармонии всех составных частей поэтического произведения, т. е. фонетики, стилистики, композиции и эйдологии. Кроме того, «равновесие» предполагает еще и уравнение мистического и земного, акмеисты не отказываются совершенно от изображения души, «когда она дрожит, приближаясь к иному, они только полагают, что ангелы, демоны, иные духи не должны больше земной тяжестью перевешивать другие взятые поэтом образы.
Манифесты акмеистов в большей степени характеризовались открытостью, явным выражением их мировоззрения. Но, все же, рефлексивное понимание далеко не всегда соответствует реальному положению дел, к тому же манифесты отражают не только убеждения поэтов, но и обстоятельства литературного процесса.
Следует отметить, что акмеизм, в качестве литературной группировки, просуществовал примерно до того же момента распада «Цеха поэтов», т. е. до ссоры Гумилёва с Городецким.
С тех пор акмеизм перестал быть организованным течением, но, не смотря на это, его принципы остались и продолжали осуществлять влияние на литературу. О. А. Лекманов в своем исследовании, посвященном акмеизму, полагал, что «беседа акмеистов друг с другом и с нами не прервалась и, будем надеяться, — никогда не прервется».
В заключение отметим, что творческие поиски Гумилёва, Ахматовой, Мандельштама вышли за рамки акмеизма. Но гуманистический смысл данного течения был значителен — возродить у человека жажду жизни, вернуть ощущение её красоты.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ