Государственный бюджет-основное средство регулирования экономики

Цели и задачи

Цель исследования – проанализировать государственный бюджет как основное средство регулирования экономики.

Введение и актуальность


Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета.
К собственным доходам бюджетов относятся:
• налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах;
• неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством РФ, законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований;
• доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.
Очень важным аспектом функционирования бюджетной системы РФ является распределение доходов по ее звеньям, что необходимо для достижения баланса текущих расходов бюджетов и выравнивания бюджетной обеспеченности регионов. Кроме того, принципиальное значение имеет степень централизации доходов по уровням бюджетной системы, что индивидуально для каждой страны.
В БК РФ установлены перечни налоговых и неналоговых доходов для каждого уровня бюджетной системы РФ, в том числе — в разрезе видов бюджетов муниципальных образований (муниципальный район, городской округ, поселение). Установлено распределение полномочий по формированию доходов бюджетов.
При установлении нормативов отчислений от федеральных налогов в бюджеты субъектов РФ применяются только единые нормативы, установленные БК РФ. Сверх норм, предусмотренных БК РФ, субъекты РФ могут установить для местных бюджетов единые нормативы отчислений от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ (как и муниципальные районы — для поселений).
Субъекты РФ могут установить единые и (или) дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц, исходя из зачисления в местные бюджеты не менее 10% налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ от указанного налога [9].
Расходы бюджета – выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета. В более широком смысле это система денежных отношений, связанная с экономико-правовым регулированием процесса перераспределения денежных средств, необходимых для выполнения расходных обязательств органов власти всех уровней.
Классификация видов расходов бюджетов может проводиться по различным критериям:
• в зависимости от степени предсказуемости наступления расходов они могут быть запланированными и внеплановыми;
• по экономическому содержанию расходы делят на текущие и капитальные (в БК РФ такое деление упразднено);
• по уровню бюджетной системы расходы могут быть федеральными, региональными, местными.
Исторически первыми расходными обязательствами выступали: национальная оборона, внутренняя безопасность, судопроизводство, содержание государственных учреждении и т.д. Такие обязательства принято называть чистыми общественными благами, и только государство отвечает за их обеспечение. В условиях рыночной экономики государство выступает и как один из производителей товаров, работ и услуг, обладающих особой социальной значимостью. В экономической теории их принято называть смешанными общественными благами,создание которых требует соответствующих бюджетных средств, однако не исключает иных источников финансирования. Помимо этого, государство выплачивает трансферты населению, которые либо увязаны с определенными видами потребления (например, жилищные субсидии, пенсии, и т.п.), либо нестрого зависят от типа потребления (например, пособия малообеспеченным и многодетным семьям).
Расходы бюджетов (или государственные расходы), за исключением расходов на погашение и обслуживание внешнего долга, поступают на внутренний рынок и воздействуют на расширение совокупного внутреннего спроса, на все факторы производства и конечную продукцию, стимулируя, таким образом, экономический рост. К началу XXI в. уровень государственных расходов в разных странах колеблется в сравнительно широком диапазоне — от 20 до 50%, имея незначительный общий тренд к снижению относительно ВВП. В социально ориентированных экономиках он значительно выше среднего уровня [3, c. 19].
Следует отметить две принципиально важные макроэкономические особенности государственных расходов.
Во-первых, государственные расходы по своей сути более инерционны по сравнению с доходами. Так, незначительное увеличение налогового бремени, например, путем повышения таможенных пошлин или акцизов, отмены отдельных налоговых льгот, проходит относительно незаметно для гражданского общества в целом. Оно касается в основном отдельных групп представителей бизнеса. Сокращение социальных расходов, жилищных субсидий, пособий по безработице, объемов финансирования социальных отраслей и т.п. затрагивает широкие слои населения, приводит к нарастанию социальной напряженности и другим отрицательным последствиям. Поэтому практически во всех странах происходит постоянный рост расходов, даже если имеет место конъюнктурное снижение доходов.
Во-вторых, государственные расходы обладают мультипликационным эффектом: финансовые расходные потоки приводят в движение и частный капитал (например, государственные закупки, государственно-частное финансирование приоритетных инвестиционных проектов и т.п.). Кроме того, даже целевые пособия, жилищные субсидии в дальнейшем способствуют росту покупательной активности граждан и инвестиций в жилищную сферу, частное образование и т.п. Иначе говоря, практически каждый выплаченный рубль за счет государственных расходов прямо или косвенно способствует росту ВВП. Однако вопрос, как должны соотноситься рост ВВП и рост непроцентных расходов бюджета (расходов, не связанных с обслуживанием государственного и муниципального долга), остается дискуссионным, и ответ на него дает скорее практика, а не теория [16].

Заключение и вывод


Таким образом, в самом общем виде государственный бюджет представляет собой план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. В любой стране государственный бюджет — ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии. 
Бюджет – это экономическая форма образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, план его доходов и расходов. В составе бюджета по отдельной смете образуется целевой бюджетный фонд. Для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации формируется Государственный внебюджетный фонд.
Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ и поступают в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Расходы бюджета — выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета. В более широком смысле это система денежных отношений, связанная с экономико-правовым регулированием процесса перераспределения денежных средств, необходимых для выполнения расходных обязательств органов власти всех уровней.
Государство через федеральный бюджет распределяет и перераспределяет ВВП и Национальный доход между различными отраслями хозяйства, регионами и социальными слоями населения. Федеральный бюджет является своеобразным финансовым фондом государства, который обеспечивает выполнение финансовых обязательств и потребностей государства, различных социально-экономических мероприятий. Благодаря федеральному бюджету, наше государство обеспечивает обороноспособность страны, развивает науку и образование, здравоохранение, проводит социальную политику, поддерживает искусство, культуру и СМИ.
Еще одним направлением совершенствования механизма формирования федерального бюджета является переход к среднесрочному (многолетнему) бюджетному планированию, в рамках которого бюджетный цикл начинается с рассмотрения ранее одобренных в предыдущем бюджетном цикле основных параметров среднесрочного финансового плана на соответствующий год, анализа изменения внешних факторов и условий, обоснования изменений, вносимых в основные бюджетные показатели планируемого года, а также корректировки или разработки бюджетных проектировок на последующие годы прогнозного периода.
Доходы бюджета за 2018–2020 гг. возрастут на 10,6%, что дает некоторые шансы на финансирование (в приемлемом размере) реального сектора экономики и социальной сферы. Положительным явлением можно было бы считать уменьшение доли нефтегазовых доходов. Однако это потребует значительных сдвигов в структуре промышленного производства, его существенной диверсификации, увеличения производства и, что очень важно, импорта продукции машиностроения, повышения его конкурентоспособности. Эти процессы в рамках прогноза социально-экономического развития действительно предусмотрены, но не в тех масштабах, чтобы заметно изменить долю нефтегазовых доходов.
Именно эта политика «бюджетной консолидации» станет основной на ближайшие три года. Сама логика разработки бюджета нацелена на минимизацию бюджетных расходов. Так, доходы бюджета рассчитаны исходя из цены на нефть чуть выше 40 долл./барр. (41–42), хотя было ясно, что мировая цена на нефть будет выше, и сегодня она уже существенно выше. Но в соответствии с бюджетным правилом все доходы, полученные от более высокой цены на нефть, аккумулируются в суверенных фондах.
Бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей. Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства.
При переходе к рыночной экономике государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Но методы его воздействия на общественное производство и сферу социальных отношений изменяются.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ