Государственное управление: методы, средства, технологии.

Хотелось бы отметить, что несправедливо было бы также говорить о том, что государственное управление осуществляется посредством государственных органов власти законодательной, исполнительной и судебной ветвей, так как государственное управление гораздо шире и включает в себя также государственные органы, которые не входят в общепринятые «ветви власти», к таковым относят: Федеральную Службу Безопасности, Прокуратуру РФ, Счетную Палату РФ, Избирательную комиссию РФ, Центральный Банк РФ, Институт уполномоченного по правам человека, а также Президента, как должностное лицо, его администрацию и иные органы.
В современной теории государственного управления сложилось несколько подходов к определению государственного управления, в их число входит:
1. Правовой подход, в соответствии с которым центральные ценности государственного управления, а как следствие и вся его сущность, исходит из верховенства права и защиты прав граждан.
2. Политический подход, в соответствии с которым сущность государственного управления сводится к максимальному воплощению воли народа.
3. Менеджеристский подход, в соответствии с которым, сущность государственного управления составляет стремление к эффективности и максимально эффективному распоряжению общественными ресурсами на благо населения и государства.
Анализ научных публикаций из открытых источников свидетельствует, что подходы к определению государственного управления делятся также на процессуальный подход (то есть отношение к государственное управление как процессу управления), феноменальный подход (т.е. государственное управление рассматривается как феномен), а также деятельностный (т.е. государственное управление рассматривается как деятельность).
Деление подходов на представленные исходит из того, как понимать «управление», — как феномен, деятельность или процесс. На наш взгляд, управление нельзя назвать процессом, так как процессом по всей своей сути является формирование и обоснование управленческих решений, которые являются составной частью управления, но сам термин управление гораздо шире.
Глазунова Н.И. и Борискин В.В., не смотря на то, что у них нет совместных трудов, приводят очень схожие определения: «государственное управление – это целенаправленное организующее, регулирующее воздействие государства на общественные процессы, отношения и деятельность людей» и «государственное управление – это властное целенаправленное, организующее и регулирующее воздействие государства на общественные отношения в целях их упорядочения, сохранения и преобразования в интересах общества».
Государственное управление, на наш взгляд, является именно деятельностью, однако можно рассматривать государственное управление и как феномен, но этот подход близок к философскому, а значит, подход к определению государственное управление как феномену не сможет максимально достоверно раскрыть его сущность, заставляя вязнуть исследователей в философских вопросах происхождения, способах организации общества и т.д., именно поэтому мы трактуем государственное управление как деятельность.
Государственное управление это – практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу.
С этим определением трудно поспорить, так как действительно, любое властно-управленческое действие должностного лица или целого органа власти может:
А) приводить или стремиться к упорядочиванию действующих общественных отношений.
Б) быть направленным на сохранения текущего положения дел в государстве, в общественных отношениях, в той или иной сфере жизни общества.
В) Преобразовывать (в том числе разрушать или стремиться к разрушению государственности или тех или иных общественных отношений) или стремиться к преобразованию той или иной сферы общественных отношений.
Согласно административному словарю, государственное управление есть особый вид социального управления. Такое определение, разумеется, является слишком широким и не может быть близко к эталону определения максимально подробного, лаконичного и непротиворечиво отражавшего сущность государственного управления.
Кнорринг В.И. определяет государственное управление как систему политических, правовых и экономических методов управления и регулирования, применяемую государственным аппаратом для оптимизации общественной деятельности людей. Этот же автор приводит иное определение государственное управление, — «это реализация законов страны и организация общественных отношений для защиты государственных интересов и политики страны». Однако, под государственными интересами автором не уточняется, а значит это может быть как совокупность общественных интересов и правящих кругов, так и интересы только должностных лиц, которые выражаются в общегосударственные интересы, хотя по факту таковыми не являются.
В то же время, второе определение данного автора мы также не можем принять вследствие того, что волевой государственно-управленческий акт, например, должностного лица, не всегда может коррелировать с государственными интересами.
Носова Н.П. также дает две различных трактовки понятия государственное управление, в первой, «это регулирование поведения управляемого объекта (как государственного, так и негосударственного) государственными органами, организациями и должностными лицами в целях, определяемых государством, направление деятельности объекта путем применения различных средств (экономических, административных, идеологических и др.)». Второе определение гласит, что «это исполнительно-распорядительная и организационная деятельность государства, его органов и должностных лиц». С позицией данного автора мы согласны также, но лишь отчасти. На наш взгляд, следует отметить важную методологическую особенность в подходе к определению государственного управления, которую по непонятным причинам игнорируют отечественные исследователи.
Категория государственного управления фактически тождественна управлению государством. В специфических ситуациях, как показывает отечественный исторический опыт и опыт зарубежных государств, субъектом государственного управления наряду с государственными инстанциями и должностными лицами выступает непосредственно народ этого государства.
Субъектом государственного управления он становится тогда, когда вовлечен напрямую в процесс принятия решений государственной важности, например через референдумы.
Итак, механизм управления можно представить в виде схемы (рисунок 1).

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ