Инновационный урок в современной школе

Цели и задачи

Цель исследования: изучить возможности использования инновационных уроков в образовательной организации.

Введение и актуальность


Классно-урочная система предусматривает различные формы организации учебно-воспитательного процесса. Основной формой организации обучения в школе является урок. Урок – это вариативная форма организации целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) определенного состава педагогов и учащихся, систематически применяемая (в определенные отрезки времени) для коллективного и индивидуального решения задач обучения, развития и воспитания [14].
Сущность и назначение урока какцелостной динамической системы сводится к взаимодействию педагога и учеников,целью которого является усвоение знаний,навыков и умений, развитие способностей, опыта деятельности и общения [1].
Большее внимание сегодня уделяется человекукак личности - его сознанию,духовности,культуре, нравственности,а также высокоразвитому интеллекту и интеллектуальномупотенциалу. Соответственно, не вызывает сомнения чрезвычайная важность,острая необходимость такойподготовки подрастающего поколения,при которой оканчивали быучебные заведения образованныеинтеллектуальные личности,обладающие знанием основнаук, общей культурой,умениями самостоятельно игибко мыслить,инициативно,творчески решать жизненные ипрофессиональные вопросы. Поэтому должен происходить постоянный поиск,цель которого - найти новые формы иприемы,позволяющие слить в единыйпроцесс работу по образованию, развитию и воспитанию учащихся на всех этапах обучения. Коллективу преподавателейнеобходимо реализовать концепцию, котораяпредполагает необходимость обеспечения учащихся прочнымизнаниями материала программыс одновременным осуществлением разноаспектного развития и формирования личности каждогообучаемого - сучетом его индивидуальных способностей ивозможностей. Пути и способы реализации этих принципов должны быть отражены в инновационной деятельности.
Инновационные уроки, реализуются,как правило,после изучения какой-либо темыили нескольких тем,выполняя функцииобучающего контроля и оценкизнаний учащихся. Такие уроки проходят внеобычной,нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна,поскольку она создаетатмосферу праздникапри подведении итоговпроделанной работы, снимаетпсихологический барьер,возникающий в традиционныхусловиях из-за боязни совершитьошибку.
Инновационные уроки осуществляются при обязательном участии всех учеников, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой изрительной наглядности (компьютерной и видео техники, выставки, буклеты, стенды). На таких уроках удается достичь самых разныхцелей методического,педагогического и психологического характера,которые можно суммировать следующим образом:
осуществляется   контроль   знаний,умений   и    навыков учеников поопределенной теме;
обеспечивается   деловая,рабочая   атмосфера,серьезное отношение учащихся к уроку;
предусматривается минимальное участие науроке учителя [18].
Таким образом, развитие школы не может быть осуществлено иначе, чем через освоение нововведений, через инновационную деятельность. Инновационный урок является одним из эффективных вариантов использования инновационной деятельности в образовании.

Заключение и вывод


Проведенное исследование было посвящено изучению и анализу использования инновационных уроков в современной школе. Ниже представлены основные выводы.
1) Сущность и назначение урока как целостной динамической системы сводится к взаимодействию педагога и учеников, целью которого является усвоение знаний, навыков и умений, развитие способностей, опыта деятельности и общения. Инновационный урок – это динамичная, вариативная модель организации обучения учащихся. 
2) Для организации инновационных уроков в современной школе педагог должен ориентироваться в современных образовательных технологиях и применять их на практике, использовать ИКТ как эффективный дополняющий фактор учебного процесса, направленный на повышение интереса и мотивации учащихся. Владеть навыками, знаниями и опытом инновационной работы в условиях образовательной организации, а именно, уметь организовывать проектную и исследовательскую деятельность учащихся, разрабатывать индивидуальные образовательные траектории для учащихся разных категорий, видеть потребности общеобразовательного учреждения в вариативных элективных курсах и программах, вести самостоятельную исследовательскую деятельность, уметь проводить экспериментальные исследования, уметь оценивать результаты своей деятельности и в соответствии с результатами определяться в тематике самообразования.
3) Виды и формы проведения инновационных уроков различны, они базируются на основных инновационных педагогических технологиях. Задача учителя – грамотно подобрать вид и форму проведения инновационного урока в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
4) В ходе практической работы по использованию инновационных уроков в образовательной организации нами был разработан план-конспект проведения инновационного урока в 3 классе на тему «Мир вычислений», целью которого было создание условий для повторения и закрепления навыков выполнения арифметических действий, решение задач изученных видов, развития УУД, математической речи и интереса к математике, как учебному предмету. В качестве формы проведения была выбрана деловая игра с элементами интеграции. В основу разработки и проведения данного урока были заложены инновационные педагогические технологии: технология развивающего обучения, деятельностный подход, ИКТ, рефлексивная технология, проблемно-диалогическая технология, элементы технологии критического мышления.
5) Анализ проведенного инновационного урока позволил заключить, что урок был проведен на хорошем методическом уровне, цели урока были достигнуты. Интересный и содержательный урок вызвал у детей активный познавательный интерес.
Таким образом, гипотеза исследования о том, что, проведение инновационных уроков в образовательной организации будет эффективным при условии учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, целенаправленной организации образовательно-воспитательного процесса по овладению учащимися необходимыми знаниями, умениями и навыками, была достигнута.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ