Городская народная художественная культура: возникновение и развитие.

Цели и задачи

Цель данной работы: проанализировать специфику возникновения и развития городской народной художественной культуры.

Введение и актуальность


Художественная культура понимается как совокупность духовных операций и явлений, а также практической деятельности по созданию, распространению и освоению произведений искусства и материальных предметов, обладающих художественной ценностью, а также включает процессы, обеспечивающие успешное функционирование искусства в обществе. Таким образом, она является одной из специализированных сфер культуры, функционально решающей задачи отображения бытия в художественных образах, художественной деятельности и различных аспектах обеспечения этой деятельности [14].
Обратим внимание на то, что художественная культура живет в пространстве и во времени, а в социальном пространстве всего человечества, страны, региона, города либо иного поселения художественная культура призвана обеспечить максимальную эффективность операций творчества, создания художественных ценностей, их сохранения и тиражирования, операций восприятия публикой в конкретном географическом ореоле.
Хронологическое измерение художественной культуры (т. е. ее существование во времени), с одной стороны, обеспечивает сохранение художественных ценностей, передачу их из поколения в поколение и актуализацию каждой новой эпохой.
В этой связи, с другой стороны, художественная культура должна обеспечить постоянное обновление искусства в контексте изменений, происходящих во всех сферах общественной жизни, и в соответствии с логикой развития искусства. Так, структурная матрица художественной культуры определяется двумя основными измерениями.
Обратим внимание на то, что первое – духовно-содержательное, подразумевающее специфическое для каждого исторического, этнического и социального образования определенный тип художественного сознания, отражающего картину мира и представления о месте человека в этом мире.
Второе измерение художественной культуры – зональное, либо морфологическое, – мы обнаруживаем тогда, когда от общей характеристики ее духовного содержания переходим к характеристике его особенностей в разных видах искусства. В этой связи, содержательным ядром художественной культуры, безусловно, является искусство.
Целостность художественной культуры общества охватывает многообразие тех форм, в которых творчество выступает в разных видах искусствах. Эти виды искусства не просто сосуществуют одно рядом с другим, однако образуют некую исторически самоорганизовавшуюся и развивающуюся систему. Необходимо отметить, что в определенном пространственном, историческом и социальном контексте она приобретает социальное звучание. С точки зрения культурологии, изучением художественной культуры традиционно занимались философские, исторические науки и искусствоведение.
При этом она рассматривалась, в основном, как совокупность нескольких видов искусства, ко торые исследовались в разнообразных внутрихудожественных ракурсах познания. Как справедливо замечает А.Я. Флиер [10, 37], внехудожественные аспекты художественной культуры (социальные, функциональные, коммуникативные и пр.), ее место в системе культуры изучались явно недостаточно.
Таким образом, очевидно, что внехудожественные аспекты художественной культуры, ее морфологическое измерение удобно рассматривать на исследовательском поле города.
Практически, городскую художественную жизнь можно представить как некую сложную самоорганизующуюся совокупность институциализированных и неинституциализированных форм деятельности по производству, сохранению и воспроизведению художественных ценностей – как на уровне личности, так и на уровне города. В этой связи, структурообразующим конструктом художественной жизни города являются социальные институты в их материализованной форме: учреждения культуры и искусства, научные учреждения и учебные заведения, творческие союзы и организации, кружки и студии.
Центральным элементом институализации художественной жизни является муниципалитет, который координирует и обеспечивает процессы создания, хранения, распространения и потребления ценностей, а также их изучения и воздействия на них через создание соответствующих условий в культурной системе города.
В этой связи, содержательным элементом городской художественной жизни выступают произведения искусства, художники, как создатели художественных ценностей, а также все иные художественные элементы, созданные в городе и вне его пределов, однако активно осваиваемые горожанами. Мы имеем дело со сложной многоуровневой системой, которая одновременно является частью других больших и более сложных систем [16].
Излишняя рационализация подхода к городской культуре, стремление следовать системной методологии, рассматривать лишь те компоненты культурной жизни, что фигурируют чаще всего для описания формальных элементов системы (всевозможные учреждения и элементы инфраструктуры, отбросив все то, что не поддается такому описанию), упрощает объект до полной примитивности.
Культура города в этом случае перестает быть сложной целостностью, пропитывающей всю ткань городской жизни. Обратим внимание на то, что подчиняясь правилам системного подхода и принципу подчиненности одних элементов системы другим, можно ожидать, что механические изменения в функционировании главного элемента системы (к сразу изменят все другие элементы, которые перестроятся сами собой.
Урбанистическое понимание города учитывает масштаб городских поселений, выделяя в отдельные типологические группы малые, средние и большие города. Понятно, что культурные реалии этих типологических групп разнятся существенным образом.
Необходимо отметить, что в связи с этим возникает интересный исследовательский сюжет, связанный со сравнительной культурологией городской культуры. Таким образом, продуктивной исследовательской стратегией может быть рассмотрение художественной культуры во внехудожественных аспектах на культурном поле города как одного из основных территориальных и социокультурных объединений современной жизни [3].
В этой связи, эти исследования носят междисциплинарный характер. Наиболее перспективной оказывается такая научная парадигма, которая со единяла бы «средовой» подход к пониманию города с культурологическим видением художественной культуры.
Прослеживая основные тенденции в эволюции народной художественной культуры, можно сделать вывод, что их истоки восходят к неолитической революции, когда человечество осуществляло переход от присваивающей к производящей и преобразующей технологии.

Заключение и вывод

Данная работа, посвящена изучению проблемы возникновения и развития городской народной художественной культуры.
Культура – это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура организует человеческую жизнь. В жизни человек культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.
В широком смысле культура – это совокупность проявлений жизни, достижений и творчества отдельных человек, народов и всего человечества. Сегодня, современный мир, по сути, представляет собой мир городского человека, а культура в целом – по преимуществу культура городская. Проблематика городской культуры практически безгранична. Проблема нашего исследования может быть сформулирована в виде вопроса: что именно в городской культуре наиболее существенно определяет специфическое качество – горожанина.
Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Народное искусство развивается по своим законам и взаимодействует с искусством профессиональных художников.
В широком значении народное искусство {фольклор) – это создаваемые народом на основе коллективного творческого опыта, национальных традиций и бытующие в народе поэзия (предания, сказки, эпос), музыка (песни, наигрыши, пьесы), театр (драма, театр кукол, сатирические пьесы), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
Произведения народного искусства имеют духовную и материальную ценность, отличаются красотой и пользой. Мастера народного декоративно-прикладного искусства создают свои произведения из разнообразных материалов. Наиболее распространены художественная керамика, ткачество, кружевоплетение, вышивка, роспись, резьба по дереву либо камню, ковка, литье, гравирование, чеканка и др. Расписной посудой, кружевными салфетками, деревянными резными досками, вышитыми полотенцами и многими другими произведениями народного искусства мы можем пользоваться в быту.
Городская цивилизация многое дает человеку для его развития, но и взамен многого от него требует. Давать верные ответы на вызовы цивилизации человек может, только используя богатейший потенциал городской культуры. Значение городской культуры для современного общества не оценено должным образом, между тем она выполняет две важные функции – выживания и развития.
Адаптационные механизмы культуры позволяют человеку приспосабливаться к сложной среде большого города и существовать в условиях максимально насыщенного разнообразия вещно-предметного мира и интенсифицированных социальных операций . Город постоянно генерирует противоречия, часть которых разрешается, переводя систему на новый уровень развития, часть остается неразрешенными, пока существует город. Внутренняя сложность городской культуры позволяет человеку сохранить целостность и дает возможность не обретать «разорванное сознание», существуя в заведомо заданных противоречивых условиях городской цивилизации.
Стремительно увеличивается численность городского населения во всем мире, интенсифицируются урбанизационные процессы, города становятся ведущим типом поселения, и современный мир становится подлинно «городским миром», современный человек – человеком городским, а современная культура – культурой городской.
В русской философии древнерусская городская культура рассматривалась через призму идей христианства, теоретически подкреплялась идеологема Москвы как третьего Рима.
Город представляет собой меру развития сущностных сил человека, так как именно в городе активность, социальность, субъектность, рациональность человека представлены наиболее полно, так как город является результатом и объектом творческой деятельности человека. По своей природе деятельность является максимально активным отношением человека к окружающей его реальности, которую он преобразует, проявляя свою субъектность. Деятельность носит совместный характер, поэтому город выступает квинтэссенцией социальности.
В аспекте философии культуры город – это форма культуры, сознающей себя и наиболее совершенная форма бытия культуры. Соответственно, сущностной особенностью бытия городской культуры становится ее самоосознавание, и поэтому городская культура – это осознающая себя культура. Город является феноменом культуры, противоречия, присущие культуре, проявляются в городе, в свою очередь город является генератором противоречий, которые приводят к интенсификации культурогенеза.
Таким образом, цель данной работы: проанализировать специфику возникновения и развития городской народной художественной культуры - выполнена.
Гипотеза исследования: городская народная художественная культура будет успешно развиваться при следующих условиях: в каждом современном обществе сосуществует и взаимодействует множество различных национально-культурных и национально-художественных традиций; народная художественная культура имеет древние истоки и прекрасные традиции, в том числе, которые необходимо сохранять и развивать в современном мире, сберегая тем самым самое дорогое, что есть у человечества – мудрость народную, чистоту помыслов и духовную красоту - подтверждена.
Задачи: выделить теоретические аспекты городской народной художественной культуры; проанализировать развитие городской народной художественной культуры - решены.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ