Go-along method («метод прогулок») в социологии

Цели и задачи

Цель работы – изучение «метода прогулок» в социологии.

Введение и актуальность


Вместе с тем здесь надо отметить интересную инновационную методическую схему анализа — мобильные интервью (методика go-along). Инновационная стратегия «мобильных интервью» (go-along) понимается как прогулка или поездка по городу, во время которой информант сам определяет маршрут, «активирует» городское пространство, что не равноценно простому перечислению особенностей города в ситуации стационарного интервью».
«Мобильный метод — едва ли не единственная возможность понять сложность восприятия городского пространства даже в ситуации малого города. Сочетание желания как можно лучше продемонстрировать свой город и сюжетов, связанных с особенностями личного опыта проживания в данном городе, позволяет получить особый результат — выделение мест памяти, коллективно обозначенных и личностно присвоенных. Городское пространство видится как пронизанное токами субъективного восприятия, представляется многомерным, неким ансамблем когнитивного и чувственного. Высвечивается особая оптика города, подчеркиваются акценты, начиная с признания и подтверждения индустриальной сущности и заканчивая все больше и больше проявляющимися акцентами на комфортабельности данного пространства, подчеркивании экологических, художественных особенностей».
Go-along интервью представляет культурные коды города не только посредством вербальных конструкций участников исследования, но через их визуальные конструкции: фотографии участников исследования, «картинки» с места событий, нарисованные ими ментальные карты. С этой точки зрения городское пространство как объект изучения является благодатным полем: оно создает возможности для многогранного, многоаспектного рассмотрения пространственных связей в единстве публичного и приватного. Тем не менее, судя по описанным результатам исследования, в данных городах почти полностью (за исключением отдельных случаев) отсутствуют собственно «сгустки» специфически-локальной пространственной памяти в виде маркировки «прошлого» как памятных мест типа: памятники, наименования, юбилеи, праздники, музеи, кладбища, а скорее эмоционально-окрашенные мироощущения о былом: советскости и молодости, романтике, энтузиазме, времени быстрых перемен. А возможно, это эффект презентации города для глаза «внешнего» интервьюера («приезжий исследователь»)?
Здесь возможна и иная интерпретация. Возможно, современная ситуация напрямую связана с эмоциональным состоянием данных городов, которое достаточно глубоко проанализировано в монографии как динамика от героического оптимизма первого поколения переселенцев к коллективному дискурсу упадка и пессимизма: «Несмотря на ярко выраженный почти во всех интервью локальный патриотизм, большая “доза советскости” в молодых городах предопределяет значимость темы упадка. Отмеченные кодом смерти места контрастируют, на наш взгляд, не столько с несущими код жизни современными местами, сколько в сравнении со сверхоптимистическим зарядом (ранне)советского дискурса молодых городов». Сегодня эти новые города, те самые, что когда-то не сходили со страниц газет, называют местами остывшего энтузиазма. Проблематика эмоциональных аспектов памяти, которая обычно выстраивается по линии смены направления эмоций и эмоциональной окраски: от восхваления/гордости до стыда/ненависти, здесь представлена в ином ракурсе — охлаждение эмоций, умирание эмоционального накала от энтузиазма к равнодушию. Последние главы монографии и посвящены противопоставлению официального/ обыденно-субъективного дискурсов.
В монографии существенно больше уделено внимания коллективной памяти ныне живущих, уже коренных жителей данных городов и, соответственно, другому ракурсу меморизации, который по Хальбваксу характеризуется как коммуникативная память. А Алейда Ассман различает места памяти и памятные места, где последнее — «памятное место» — обозначает «место, значимое для индивидуальной биографии», или конкретное пространство, освоенное человеком и ставшее тем самым компонентом его биографии.
Такая память, связанная с памятным местом, становится частью человеческих судеб, с их переживаниями, воспоминаниями, которые проецируются посредством памятников. Место памяти и памятное место функционируют на разных уровнях в публичной сфере, где вырабатываются общественно-разделяемые смыслы и закрепляются нормативные образцы коммуникации. Символическая память города как мозаика складывается из топонимии (символически важным для становления локальной идентичности г. Лесного стал переход от цифровой топонимии — 9-я, 10-я улицы — к языку содержательных названий), языка архитектуры, значимых исторических фигур, освящающих городское пространство. В данном случае авторы современные символические коды городов рассматривают на примере двух фигур.
Для Краснотурьинска такой значимой символической фигурой стала фигура рожденного здесь изобретателя радио А.С. Попова, к его имени и символической значимости для города земляки апеллировали в моменты прагматической зависимости от центральной власти и попытки выбить дополнительные льготы. А для г. Лесного — это оставшийся стоять на центральном месте памятник Ленину, который продолжает выполнять «ворох социальных функций, в том числе функцию централизованного социального контроля, которую одна из информанток (учительница) очень метко определила: “Ленин видит все”» (По аналогии: Большой брат видит все, всегда наблюдает, локус вертикального контроля).

Заключение и вывод

Нами рассмотрен применение метода go-along для изучения восприятия городского пространства. Восприятие пространства определяется, во-первых, физиологическим фактором, во-вторых, эмоциями, предпочтениями и предыдущим жизненным опытом. Все они претерпевают значительные изменения в ходе человеческой жизни. Мы обычно не задумываемся, на чем базируется наше представление о пространстве, с чем связано то, что на одни объекты мы обращаем внимание, а на другие нет.
Также метод go-along позволяет определить, какие ассоциации возникают у людей в связи с местами, мимо которых они проходят. Перемещение по знакомой территории сродни просмотру личного дневника или альбома с фотографиями. В этом смысле метод go-along позволяет понять, как во время передвижения в пространстве связываются прошлое и будущее, что невозможно осуществить, используя метод наблюдения или интервью. Когда люди при передвижении по городу сталкиваются со знакомыми местами, они начинают спонтанно рассказывать о своих воспоминаниях, о событиях в своей жизни, которые связаны с этими местами. Это можно объяснить фундаментальным свойством человеческой психики воскрешать в памяти события, вспоминая места, где они происходили.
Кроме того, этот метод позволяет изучить реакцию на проходящих мимо людей. Так, если человек во время go-along встречает своего знакомого, он может начать рассказывать об истории их взаимоотношений, проходя мимо дома, рассказать о человеке, который в нем живет. Этот метод позволяет визуализировать социальные сети в реальном пространстве и времени.
Однако у этого метода есть одно очень важное ограничение: он не может быть использован, если человек не может разговаривать во время той деятельности, которой он занимается (например, тяжелая физическая работа или такие занятия, во время которых требуется молчать). 

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ