Генеративная фонология Н.Хомского и М.Халле

Цели и задачи

цель работы – изучить главные положения теории генеративной фонологии Н.

Введение и актуальность


В “Тезисах ПЛК” состоялось заложение основ структурно-фонологического анализа. На основе целевой обусловленности фонологических явлений, приоритет отдавался не двигательному, а акустическому образу. Представители Пражской школы подчеркивали, что важность представляет инструментальное исследование звуковой стороны языка. Состоялось проведение различения трёх аспектов звуков — как объективного физического факта, как акустико-двигательного представления и как элемента функциональной системы. Представители Пражской школы пришли к выводу о меньшей существенности материального содержания фонологических элементов по сравнению с их взаимосвязью внутри системы (в соответствии со структуральным принципом фонологической системы). К числу задач синхронической фонологии были отнесены: установление состава фонем и выявление связей между ними, определение фонологических корреляций как особого вида значимых различий, регистрация реальных и теоретически возможных в данном языке сочетаний фонем, изучение морфологического использования фонологических различий (морфонологии) и анализ морфонем типа к/ч в комплексе рук/ч: рука, ручной. В русле Пражской школы осуществлялось формирование фонологии как первой дисциплины, где и состоялось применение структурно-функционального подхода. Её создатель - Н.С. Трубецкой, которому принадлежит всемирно известный труд “Grundzuege der Phonologie” (1939), который использовал для разработки своей концепции идеи И.А. Бодуэна де Куртенэ, Ф. де Соссюра, Л.В. Щербы, К. Бюлера. Обратим внимание на главные черты его фонологической концепции, а точнее, речь идет о разграничении фонологии и фонетики (параллельно соссюровскому разграничению языка и речи); разработке критериев (в основном функциональных) выделения и отождествления фонем; выдвижении понятия фонологической оппозиции; указании на разложимость фонемы на одновременно данные, нелинейные различительные признаки и определение фонемы как “пучка” различительных признаков; использовании фонетических характеристик для того, чтобы описывать дифференциальные признаки (что не допускали дескриптивисты и глоссематики); разработке типологии фонологических оппозиций; указании на нейтрализацию фонологических оппозиций в определённых позициях и постулировании архифонемы как единицы, которая выполняет функцию объединения свойств нейтрализуемых фонем.
В дальнейшем состоялся перенос понятий и методов структурного анализа, выработанных в фонологии, на исследование морфологии (здесь особое внимание обратим на работы Р.О. Якобсона, В. Скалички, В. Матезиуса, Л. Новака). Р. О. Якобсон выдвинул идеи относительного, что существует неравномерность членов морфологической корреляции (маркированность — немаркированность), о том, что есть единый семантический инвариант для каждого из членов морфологической категории, о том, что есть непременная бинарность грамматических оппозиций и наибольшая адекватность дихотомических разбиений.
Есть основания полагать, что то понятие маркированности, которое предложила Пражская школа, стало своего рода исторической предпосылкой для реализации принципа универсальной маркированности, который предложила генеративная фонология.
Система универсальных фонетических признаков, представленная в генеративной фонологии, по сравнению с системой смыслоразличительных признаков звука К. Трубецкого и теорией универсальных дифференциальных признаков Р.Якобсона, Г.Фанта, включает в себя два момента:

Заключение и вывод


На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Генеративная фонология является частью общей теории генеративной грамматики, принципы которой были разработаны американскими лингвистами М. Халле и Н. Хомским. Генеративная фонология основана на том, что большая часть языкового знания является знанием Универсальной грамматики. Генеративная фонология занимается поиском и выделением универсальных признаков, определяющих построение звуковых систем языков мира, моделированием звуковой системы языкового аппарата человека в целом.
Н. Хомский и М. Халле продемонстрировали, что звуковая структура каждого языка может быть описана как построение или порождение поверхностного представления слова из абстрактного глубинного построения при помощи последовательного применения фонологических правил, манипулирующих дифференциальными признаками фонем. Глубинная структура слова – это то представление звукового состава слова, которое носитель языка должен просто выучить, это его начальная форма, отличающая его от других слов в языке.
Генеративная фонология заимствовала от структурализма положение о том, что отдельные фонемы состоят из дифференциальных признаков. Дифференциальные признаки являются универсальными для всех языков, представляя собой часть универсальной грамматики. Фонологические правила в генеративной фонологии выполняют задачу манипуляции дифференциальными признаками.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ