Обучение пациента как форма независимого сестринского вмешательства

Цели и задачи

Цель исследования: проанализировать обучение пациента как форма независимого сестринского вмешательства.

Введение и актуальность


При нарушении удовлетворения хотя бы одной из потребностей, развивается болезненное состояние. Нарушить потребности могут более десяти факторов риска и если невозможно их устранить, пациента необходимо найти способ адаптации человека в подобных условиях и научить его жить в условиях фактора риска[3].
На потребность пациента или семьи в обучении, которую он испытывает в определённый момент своей жизни, можно влиять с целью улучшения здоровья и значительная роль в этом принадлежит медицинской сестре.
Для этого медицинской сестре необходимо:
1. Оценить образ жизни пациента - способ удовлетворения основных потребностей пациента.
2. Определить потребность в обучении самоуходу, улучшению состояния здоровья, т.е. чему обучать пациента.
3. Оценить социальное и культурное окружение пациента, его влияние на процесс обучения пациента, т.е. ответить на вопрос, кто и как будет обучать пациента.
4. Оценить особенности обучаемых: психическое развитие (умственное, социальное, волевое), отношение к обучению и другие индивидуально-психологические особенности пациента: внимание, интерес к обучению, осмысливание, понимание, запоминание и др. [10].
Второй этап - интерпретация проблем пациента, связанных с дефицитом знаний.
После оценки, происходит формулирование проблемы пациента, связанные дефицитом знаний и умений и решить, кто из профессиональных работников может помочь, или проблемы которые м/с может решить самостоятельно (сестринский диагноз)
Медицинская сестра определяет содержание обучения. Для этого она должно разбираться в новых технологиях обучения, уметь выделять ключевые идеи процесса обучения, использовать понятия, термины, доступные обучаемому. Последовательность, схематичность, глубина передаваемых знаний и умений определяются возрастными возможностями, состоянием, степенью познавательной активности личности пациента[9].
Содержание обучения отражает в индивидуальном плане обучения. Основным направлением в содержании обучения пациентов для м/с является сохранение здоровья, поддержание определённого уровня здоровья или качества жизни.
Третий - пятый этапы - постановка целей обучения, планирование обучения, оценка его качества и эффективности.
Оценив потребности пациента и его семьи в обучении, м/с формулирует цели обучения. Функции поставленных целей многообразны, одной из главных является мотивационная и воспитательная, ведь они определяют направленность действий м/с, указывают на причину выполнение пациентом конкретного действия. Цели должны просто и доходчиво сформулированы и реализованы в форме видов деятельности. Формулирование целей обучения должно отвечать общим требованиям, предъявляемым к формулированию целей в сестринском процессе[4].
Необходимо оценивать обстановку для обучения: тишина, освещение, вентиляция, благоприятная температура воздуха; создание учебных ситуаций; постановка задач ясных и однозначных, которые обучаемый получает на усвоение с учётом темпа обучения.
Схема обучения состоит из пяти этапов
1) изложение необходимой информации;
2) повторение пациентом всего, что он запомнил;
3) показ (демонстрация) того, что пациент должен освоить;
4) повторение пациентом самостоятельно или вместе с медицинской сестрой навыка;
5) самостоятельное объяснение и демонстрация пациентом навыка от начала до конца[7].
Каждая ступень этой схемы может повториться по несколько раз, пока пациент не усвоит запланированный материал. Медицинская сестра должна стремиться перейти от передачи знаний к выработке умений, а затем и к устойчивому навыку.
В процессе обучения необходимо постоянно поддерживать у обучаемых интерес, задавать им наводящие вопросы или строить беседу по принципу «вопрос — ответ», подчеркивать информацию важную для пациента. В конце беседы важно коротко повторить всю основную информацию.
Медицинской сестре нужно убедиться, что обучаемые правильно поняли передаваемую информацию. Для этого она систематически проверяет и оценивает их знания и умения.
После реализации плана обучения медицинская сестра оценивает результат, т.е. соотносит его с поставленными целями. Оценка может быть следующей:
1) пациент хорошо усвоил информацию и приобрел устойчивые навыки (осознает важность и значение информации и может самостоятельно выполнить навык);
2) пациент недостаточно усвоил информацию и навыки (путает показатели, неуверен в ответах и действиях, последовательности манипуляций); в этом случае медицинской сестре необходимо проанализировать правильность постановки целей и планирования, внести соответствующие коррективы;
3) пациент не усвоил информацию и/или не выработал навыки.В последнем случае медицинская сестра неправильно построила весь процесс обучения, не учла состояние пациента, его интерес, не определилась с целями или составила нереальный и невыполнимый план обучения. Необходимо заново пересмотреть весь процесс обучения[12].
В любом случае медицинская сестра сообщает пациенту о результатах обучения, потому что он должен знать, насколько успешно справился с поставленной задачей. В свою очередь важно и то. как пациент сам оценивает результат обучения. Самооценка может быть:
• адекватной, совпадающей с оценкой медицинской сестры;
• завышенной;
• сниженной;
• нестабильной (вчера был недоволен, сегодня доволен, или наоборот).
При любой опенке следует поощрим, пациента и тем самым поддержать его интерес к обучению.

Заключение и вывод


В каждой конкретной ситуации используются различные методы и средства обучения, которые оптимальным образом отвечают потребностям пациентов. 
Одна из целей обучения больных – формирование мотивации и новых психологических установок с тем, чтобы они смогли взять на себя большую часть ответственности за грамотное, самостоятельное лечение своего заболевания, т.е. изменение их поведения, связанного с диабетом. Следовательно, направленность программы обучения должна быть строго практической, отвечающей принципу "разумной достаточности". Не следует углубляться в детали биохимии, патогенеза СД, в медицинскую терминологию. Их затрагивают в той мере, в какой они непосредственно связаны с лечением. 
Обучение пациентов не имеет ничего общего с простым чтением лекций. Ведь читая лекцию, специалист не получает прямой информации о том, достигают ли слушатели целей обучения. 
Занятия с больным должны иметь форму беседы. Чтобы вовлечь пациентов в активную работы на занятиях, обучающий персонал должен найти к каждому из них свой подход.
Так, если в группе обучения присутствует пациент, оспаривающий какие-либо высказывания врача или медсестры, необходимо обосновать медицинскую точку зрения и сделать так, чтобы аргументы "спорщика" были опровергнуты другими пациентами. Больных, положительно и с готовностью воспринимающих содержание занятия, следует стимулировать к формированию важных выводов и подключить к обсуждению для подтверждения правильной точки зрения.
Не менее важна для обучения обратная связь – реакция обучающего на вопросы и ответы больных. Они должны всякий раз четко понимать, являются ли их ответы правильными, наполовину правильными или совсем неверными, причем обучающий не просто констатирует это ("да или "нет"), но и объясняет, почему ответ верен или неверен, а также включает элементы похвалы и одобрения (положительная обратная связь) или коррекция неправильных ответов (отрицательная обратная связь). 
Во время занятий ведется непрерывный контроль за усвоением материала, достижением целей обучения; проверяются практические навыки. Каждое занятие начинается с повторения материала предыдущего, его излагают сами больные, отвечая на вопросы обучающего. 
Таким образом, обучение эффективно только при проведении его "живым лицом" – врачом, медицинской сестрой и т.д. Аудиовизуальные средства (аудио- и видеокассеты, компьютерные программы и т.д.) служат лишь дополнением к обучению "живым лицом" или применяются для контроля полученных знаний; используемые сами по себе, в качестве основного средства обучения, они неспособны выполнить его главную задачу – формирование новых мотиваций и изменения поведения. В этом принципиальное отличие программ лечения и обучения больных от обычных санитарно-просветительных мероприятий.
Обучение считается эффективным, если медицинская сестра и пациент достигают поставленных целей по усвоению определённых знаний. Медицинская сестра должна обладать необходимыми коммуникативными навыками, обладать педагогическим тактом, знать теоретические основы педагогики, психологии и других смежных дисциплин.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ