Оформление договора морской перевозки груза | Пример курсовой работы

Оформление договора морской перевозки груза

Целью данной работы является всесторонний анализ порядка оформления договора морской перевозки грузов.

Вторая обязанность судовладельца состоит в оказании им услуг по управлению судном и его технической эксплуатации. Формально оказание таких услуг выходит за пределы предмета договора аренды и сближает тайм-чартер с договорами об оказании услуг. В науке морского частного права на этот счет существуют различные точки зрения. Так, например, В.Г. Забелин, А.Н. Шемякин, Т.Р. Короткий и другие говорят лишь о присутствии элементов договора аренды в договоре фрахтования судна на время, так как «тайм-чартер предусматривает помимо использования самого судна услуги людей (экипажа), которые обеспечивают функционирование судна. Естественно, что услуги экипажа и сами члены экипажа не могут быть предметом имущественного найма».
Отметим основные отличия договора морской перевозки груза и договора фрахтования.
1. Различны цели договоров. Цель договора морской перевозки груза – предоставление услуг по перемещению груза из порта отправления в порт назначения, в то время как целью договора фрахтования является предоставление судна во временное пользование.
2. Предмет договора морской перевозки груза – это деятельность по перемещению груза морем. Предметом договора фрахтования как разновидности договора аренды являются судно и услуги экипажа по договору тайм-чартера и судно без предоставления услуг экипажа по договору бербоут-чартера.
3. Право пользования и владения судном принадлежит судовладельцу по договору морской перевозки груза. По условиям тайм-чартера фрахтователю принадлежит право пользования судном, а по бербоут-чартеру – право владения судном.
4. Различным является целевое использование судна. По договору фрахтования существует возможность зафрахтовать судно для иных, чем перевозка груза, целей торгового мореплавания (для перевозки пассажиров, промыслов водных ресурсов, лоцманской и ледокольной проводки и т.д.).
5. Капитан и члены экипажа судна по вопросам, относящимся к управлению судном, внутреннему распорядку на судне и составу экипажа, а также по вопросам коммерческой эксплуатации судна по договору морской перевозки груза подчиняются судовладельцу. По договору тайм-чартера для капитана и других членов экипажа обязательными становятся распоряжения фрахтователя, касающиеся коммерческой эксплуатации судна, а по договору бербоут-чартера – распоряжения фрахтователя по всем вопросам.
6. Арендная плата (фрахт) по договору фрахтования судна не зависит от наличия на судне груза, его количества, эффективности эксплуатации судна. По договору морской перевозки груза размер платежей определяется в зависимости от веса или объема перевозимого груза с учетом его специфических свойств, а также количества дополнительных портов захода.
7. Риск повреждения и гибели судна по договору морской перевозки груза в любом случае несет судовладелец, по договору тайм-чартера фрахтователь несет риск повреждения и гибели судна, произошедших в связи с его коммерческой эксплуатацией, тогда как по условиям бербоут-чартера риск повреждения и гибели судна полностью лежит на фрахтователе.
8. Обязанность перевозчика по договору морской перевозки груза по приведению судна в мореходное состояние заключается в подготовке судна к транспортировке определенного груза в отдельном географическом районе.
Зафрахтованное в тайм- и бербоут-чартер судно должно быть мореходно к началу срока, на которое оно зафрахтовано. Судовладелец не обязан всякий раз заново приводить трюма или иные грузовые помещения судна в состояние, которое отвечает особенностям каждой конкретной перевозки, осуществляемой в период действия этих договоров.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, о том, что договор морской перевозки груза представляет собой разновидность транспортных договоров, которые являются одной из составляющих системы обязательств по оказанию гражданско – правовых услуг. Однако договор морской перевозки груза с предоставлением судна, его части или отдельных судовых помещений (чартер) обладает рядом черт, несвойственных договорам по оказанию услуг. Рейсовый чартер обслуживает трамповое судоходство, которое имеет дело с большими массами однородных грузов, перевозимых судовыми партиями. Для таких партий фрахтуется, то есть на определенных условиях нанимается, целое судно или его часть. Поэтому рейсовый чартер представляет собой сочетание элементов договора фрахтования и договора морской перевозки груза. Это дает основание говорить о наличии арендных отношений, разновидностью которых является договор фрахтования судна.
Проведенный нами сравнительный анализ двух видов договоров – морской перевозки груза и фрахтования – явственно свидетельствует о различной правовой природе этих договоров.
Договор фрахтования судна, представленный двумя видами – тайм-чартером и бербоут-чартером, относится к группе договоров имущественного найма. В части предоставления услуг экипажа по тайм-чартеру он, несомненно, выходит за рамки “чистой” аренды. Однако, принимая во внимание основную цель договора (пользование и владение имуществом) и опустив второстепенную цель (услуги членов экипажа судна), следует констатировать: договор фрахтования судна на время – это договор аренды транспортных средств.
Морские грузовые перевозки подразделяются на линейные и чартерные. В то время как первые совершаются по расписанию и регулируются международными конвенциями, вторые совершаются судами вне расписания в направлении, определяемом в договоре международной перевозки, и оформляются рейсовым чартером. При регулировании последних применяются национальное законодательство и типовые проформы чартеров
Договор морской перевозки груза представляет собой разновидность транспортных договоров, которые являются одной из составляющих системы обязательств по оказанию гражданско – правовых услуг. Однако договор морской перевозки груза с предоставлением судна, его части или отдельных судовых помещений (чартер) обладает рядом черт, несвойственных договорам по оказанию услуг. Рейсовый чартер обслуживает трамповое судоходство, которое имеет дело с большими массами однородных грузов, перевозимых судовыми партиями. Для таких партий фрахтуется, то есть на определенных условиях нанимается, целое судно или его часть. Поэтому рейсовый чартер представляет собой сочетание элементов договора фрахтования и договора морской перевозки груза. Это дает основание говорить о наличии арендных отношений, разновидностью которых является договор фрахтования судна.
При заключении договора на чартерные перевозки используются типовые проформы, также заключение чартера не только не исключает, но обычно, наоборот, предполагает выдачу коносамента в отношении принятого к перевозке груза. В настоящее время наблюдается тенденция по переходу на электронный документооборот в сфере торгового мореплаванья, что безусловно требует подписание и ратификация Российской Федерацией Роттердамских правил, а также включение положений Правил про транспортные электронные записи в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации. В отношении действующего законодательства Российской Федерации форма и порядок договора морской перевозки грузов в линейном сообщении не регламентированы. КТМ РФ не только не устанавливает порядок заключения договора морской перевозки грузов в линейном сообщении, но и не дает ему собственного обозначения. Отсутствие ответов на эти вопросы в российском законодательстве обеспечили научные дискуссии, а также проблемы в правоприменительной практике непосредственных участников правоотношений из морской перевозки грузов в линейном сообщении.
В действительности порядок заключения договора морской перевозки груза в линейном сообщении ничем не отличается от существующих правил гражданского права России, а реализуется на практике в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.
Процесс заключения договора морской перевозки грузов в линейном сообщении всегда начинается с направления грузоотправителем перевозчику заявки на перевозку груза. Однако понятие и форма данной заявки не определены КТМ РФ. В связи с этим российские линейные перевозчики разрабатывают форму и порядок подачи заявки в единоличном порядке, что приводит к разрозненному пониманию правовой природы данной заявки со стороны грузоотправителей.
Таким образом, одновременное существование в российском морском судоходстве нескольких способов заключения договоров морской перевозки грузов в линейном сообщении, неоднозначно определяющих порядок, форму, факт бронирования места на линейном судне, а также понятие и срок подачи заявки на перевозку, порождает многочисленные коллизии между всеми участниками транспортного процесса. При выполнении линейных морских грузоперевозок транспортными организациями создаются несколько правовых матриц для заключения договора морской перевозки грузов в линейном сообщении. Все это порождает значительные трудности в работе не только транспортных организаций, грузовладельцев и грузополучателей, но и создает проблемы в работе арбитражных судов.
Целью данной работы является всесторонний анализ порядка оформления договора морской перевозки грузов.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!