Формы и методы работы с детьми, переживающими горе

Цели и задачи

Цель нашей работы: рассмотреть основные формы и методы работы с детьми, переживающими горе.

Введение и актуальность


Центральное место отведено страху смерти. Но именно для этого возраста категория смерти является реальностью, необходимой для осознания. Появление страха смерти в старшем дошкольном возрасте является следствием осознания ребенком необратимости возрастных изменений, происходящих в пространстве и времени [6; С. 79].
Отметим, что в норме длительность такого переживания подобного страха должна составлять три – четыре недели. В случае же если подобный страх не ослабевает и не исчезает, мы можем говорить о возможности невроза

1.3 Горе в структуре человеческой психики и его адаптивные функции
Определения горя в научных имеют много схожего, как правило феномен горя определяется как потеря, утрата чего-то ценного, крайне необходимого. Часто понятие включает в себя утрату, связанную со смертью.
Горе (общеслав. «gorje» – то, что жжет, мучает) – переживание беды, тяжелого несчастья, утраты жизненно важных ценностей в виде глубокой печали, скорби, глубокого душевного страдания. Горе – понятие больше психологическое, чем медицинское. Горе — это очень многоликое явление, сквозь призму которого можно выделить следующую классификацию утрат, созданную по объективному основанию: социальные утраты (утрата работы или учебы), психические и физические (утрата соответствующих способностей или возможностей), духовными или материальными [15].
Горе — это глубокая печаль по поводу утраты кого-либо или чего-либо ценного, необходимого. Причинами горя могут быть длительная разлука или утрата (смерть, разрыв любовных отношений) близкого человека [9; С. 167]. Горе относят к базальным эмоциям, наряду со страхом, гневом, радостью, удивлением и отвращением.
Базальные (фундаментальные) эмоции – это врожденные эмоции, на базе коих развиваются более сложные социально детерминированные эмоциональные процессы, состояния и эмоционально-личностные качества. Возникают базальные эмоции при стимуляции различных подкорковых зон мозга. Левое и правое полушария мозга преимущественно связаны с различными базальными эмоциями [8].
Базальная эмоция - теоретический конструкт, объединяющий минимальный набор эмоций, на базе коих формируется все многообразие эмоциональных процессов и состояний. Именно они проявляются при электрической стимуляции различных подкорковых зон мозга головного [5].
Дж. Эйврил полагает, что горе имеет биологическую основу и генетические механизмы возникновения. Вследствие этого оно проявляется и у высокоразвитых животных (обезьян, собак) и, являясь биологической реакцией, служит для обеспечения групповой сплоченности. Отлучение от группы или от определенных членов группы вызывает крайнее физиологическое и психологическое напряжение [8; С. 167].
Дж. Боулби отмечает приспособительное значение горя для человека. Оно позволяет ему «превозмочь себя» и приспособиться к потере, показать людям, какой он любящий и заботливый человек, вызвать со стороны других сострадание и помощь [20].
По мнению Дж. Уордена, переживание горя помогает направить в другое русло ту эмоциональную энергию, которая раньше вкладывалась в отношения с потерянным человеком [24].
Джуди Тэйтелбаум былf обобщена информация о феномене горя. Так согласно Тэйтелбаум, горе является комплексным феноменом, который охватывает как эмоциональную, так и соматическую сферы. Также он охватывает сферы повседневной деятельности, общения, в которых из-за феномена горя возникают трудности адаптивного характера, изоляцию, снижение работоспособности и др. Пережить горе — это не просто испытывать определенные эмоции в какой-то период, но также и преодоление их. Для переживания горя горюющему нужно прочувствовать, выразить и принять все эмоции, которые оно вызывает. Несмотря на болезненность – горе является нормальным и неизбежным жизненным переживанием, которое можно преодолеть. Кроме того, оно предоставляет человеку, пережившего его, возможность личностного роста. Само знание о протекании горя может оказывать терапевтический эффект на горюющего [23].
Клиника острого горя у разных людей имеет очень много общего. Кроме того, существует большое сходство в реакциях на утрату в разных обществах. Переживание утраты одинаково для всех культур, независимо от приверженности к какой-то определенной религии или бытовых представлений. А вот выражение же эмоций в разных культурах различно [16].

Заключение и вывод


Детство – этап онтогенетического развития индивида между рождением ребенка и началом подросткового периода [6].
Переживание горя детьми отлично от переживания горя взрослыми. Ребенок реагирует на горе в соответствии со своим психологическим и физическим развитием, а также в силу своих особенностей понимания смерти. Следовательно, рассматривая проблему детского горя, важно сделать выводы о понимании смерти в детском возрасте, так как горе очень часто связано с утратой близкого взрослого (отца или матери).
В отечественной психологии исследования детского понимания смерти пока не разворачивались сколь-нибудь систематическим образом. В литературе, посвященной детским страхам, мы можем найти периодизацию их возникновения. Данная периодизация, которая включает в себя страх смерти и соответственно его понимание. Так в старшем дошкольном возрасте страх смерти считается ведущим. Его возникновение означает осознание необратимости в пространстве и времени происходящих возрастных изменений. Ребенок начинает понимать, что взросление на каком-то этапе знаменует смерть, неизбежность которой вызывает беспокойство как эмоциональное неприятие рациональной необходимости умереть [6; С. 79].
В возрасте шести – семи лет дети испытывают страх смерти. В возрасте семи-восьми лет детей пугает неодобрение родителей. С восьмилетнего возраста самый большой страх ребенка - смерть родителей [6; С. 79].
В норме длительность такого переживания подобного страха должна составлять три – четыре недели. В случае же если подобный страх не ослабевает и не исчезает, мы можем говорить о возможности невроза.
Марией Нэджи были описаны три стадии переживания горя детьми, которые кратко можно охарактеризовать следующим образом:
1) до пяти лет дети воспринимают смерть как сон или как отъезд. Они не осознают окончательную утрату близкого человека;
2) в возрасте шести-девяти лет, ребенок не понимает неизбежности смерти и ее подлинных причин, но уже начинает осознавать ее конечность;
3) после девяти лет дети осознают конечность, необратимость и неизбежность смерти [4].
Горе (базальная эмоция) является глубокой печалью в связи с утратой кого-то или чего-то ценного, необходимого. Оно имеет биологическую основу. Дж. Боулби отмечал приспособительное значение горя. Согласно Дж. Уордену, переживание горя способствует направлению эмоциональной энергии, которая вкладывалась в отношения с близким человеком, в иное русло. Переживания утраты людьми всех культур одинаково, но различны выражения их эмоций.
Определения горя в научных трудах имеют много схожего, как правило феномен горя определяется как потеря, утрата чего-то ценного, крайне необходимого. Часто понятие включает в себя утрату, связанную со смертью.
Дж. Боулби были выделены три фазы детского горя: протест, дезорганизация, реорганизация. Позднее им же совместно с К. Паркесом были выделены уже четыре стадии: оцепенение, тоска, дезорганизация, реорганизация. Джроджем Вильямсом были выделены пять фаз детского горя: отрицание или изоляция, гнев, фаза сделки, депрессия, разрешение.
Согласно В.Е. Василюку в отечественной психологии нет ни одной оригинальной работы по переживанию и психотерапии горя [2]. Отечественными авторами перерабатываются или критикуются позиции зарубежных авторов, в которых феномен горя изучается уже более пятидесяти лет. Отметим, что в отечественной психологии наблюдается большая заинтересованность в психоаналитическом подходе к проблеме горя. К отдельной позиции можно отнести мнение В.Е. Василюка.
Зигмундом Фрейдом отдельные стадии горевания не выделялись. Согласно Фрейду, общий смысл и направление процессов горя состоят в том, чтобы оторвать психическую энергию от любимого, но теперь утраченного объекта: объект продолжает существовать психически» до конца этой работы, а по ее завершении «я» становится свободным от привязанности и может направлять высвободившуюся энергию на другие объекты [21].
Данная точка зрения, разумеется, имеет место быть тем более, что переживание горя – тема, обсуждая которую, сложно не затронуть психоанализ. Но мы полагаем, что концепция Фрейда уместна, если берутся во внимание и другие теории, положения, принадлежащие различным ученным.
Критика Василюка, на наш взгляд, вполне понятна, так как Фрейд, скорее «не договорил», нежели дал исчерпывающую информацию о данном феномене. Однако, если интерпретировать его положение как «зацикленность» на прошлом, некий тупик, в котором личность не может смотреть в будущее, не может мечтать и испытывать радость от знакомства с новыми людьми, оно выглядит вполне уместным, пусть и не исчерпывающим.
Детскому горю в целом свойственны такие особенности, как отсроченностъ, скрытость, неожиданность, неравномерность [19].
Согласно Л.А. Пергаменщику, дети исцеляются намного быстрее, чем взрослые. Один открытый честный разговор с ребенком о смерти часто может помочь ему справиться со своим горем [13].
В поведении горюющего ребенка могут возникнуть признаки регресса, как правило временного.
При работе с детьми, пережившими горе, используются следующие методы работы: социально-педагогические, социально-психологические, социально-медицинские и т.д.
Методы работы с горюющими детьми осуществляются через следующие формы: индивидуальная работа, групповая работа, диагностика, социально-психолого-педагогическое сопровождение, социально-психологопедагогическое консультирование, психотерапия и т.д.
Самый щадящий и безопасный метод работы с горюющими детьми – арт-терапия [15; С. 13].

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ