Формы и методы коррекционно-развивающей работы педагога-психолога в начальной школе

Психологическая коррекция агрессивного поведения младших школьников может проводиться в форме индивидуальной или групповой работы. Обычно имеет место комплексная коррекция, когда используется сочетание приемов индивидуальной, поведенческой и суггестивной психотерапии, а также игровой и арт-терапии, сказкотерапии, музыкальной и песочной терапии и т.д. Такие мероприятия нужно применять и для предупреждения проявления форм агрессивного поведения среди младших школьников, чтобы не допустить развития в дальнейшем девиантного поведения.
Г.Э. Бреслав утверждает, что для снижения уровня агрессивности и предупреждения агрессивных форм поведения у детей следует применять специальные психокоррекционные программы [4]. Согласно Ф. Кендаллу, коррекционная работа может проводиться с помощью следующих психотехнологий:
1) игровые психотехнологии – в игровой форме снятия эмоционального напряжения, развитие рефлексии и саморегуляции;
2) психотехнология творческого самовыражения – рисование, конструирование, занятие музыкой и другими видами творческой деятельности;
3) психотехнологии групповой деятельности, которые включают в себя участие детей в тренинговой группе с целью формирования навыков конструктивного взаимодействия и адекватных форм поведения, формирования у дошкольников моральных понятий и представлений, интеграция навыков в жизнь.
4) психотехнология сублимации агрессии в социально-приемлемую деятельность;
5) психотехнология сублимации агрессии в психофизическую активность – спортивная деятельность в групповых видах спорта (футбол, баскетбол и др.), которые требуют навыков сотрудничества, и исключения агрессивных видов спорта (бокс, каратэ) [24].
Основными принципами коррекционной работы являются:
1) единство коррекции и развития, которое заключается в том, что решение о необходимости коррекционной работы принимается только на основании психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка;
2) единство возрастного и индивидуального развития, что означает осуществление индивидуального подхода к ребенку в контексте его возрастного развития;
3) единство диагностики и коррекции развития заключается в том, что прежде чем решать, нужна ли коррекционная или развивающая работа с ребенком, необходимо выявить психологические особенности его развития, сформированность определенных психологических новообразований, соответствие уровня развития знаний, умений и навыков, личностных и межличностных новообразований возрастным ориентирам, требованиям общества;
4) деятельностный принцип осуществления коррекции, основанный на признании того, что именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития; на каждом этапе развития существует так называемая ведущая деятельность, которая содействует развитию человека в определенном периоде онтогенеза; развитие любой человеческой деятельности (игры, учебы, общения) нуждается специального формирования – в дошкольном возрасте – это игра (сюжетно-ролевая игра) и поэтому именно игра должна быть основным методом коррекции агрессивного поведения дошкольников;
5) подход в коррекционной работе на любом уровне к личности как к талантливой и уникальной [4, 25].
Коррекция агрессивного поведения младших школьников должна быть направлена, в первую очередь, на осознание и предупреждении причины, провоцирующих его. Поэтому, по мнению многих ученых, перед планированием коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста следует собрать «социальный анамнез», то есть изучить социальное окружение ребенка, взаимоотношение с членами семьи, сверстниками, учителями, референтными группами и т.п. Важно на начальном этапе обучения для таких детей создавать условия, органично сочетающие игровой и учебный типы жизнедеятельности. Коррекционная работа агрессивного поведения младших школьников должна осуществляться не как простая тренировка умений и навыков, а как отдельные упражнения по усовершенствованию психической деятельности и отработки навыков неагрессивного взаимодействия с окружающими людьми.
Психологическую коррекцию агрессивного поведения младшего школьника можно корректировать в процессе обучения и воспитания при создании необходимых условий в семье и коллективе сверстников, а также сформировать у ребенка соответствующее развитие индивидуально-психологических качеств личности, смысла их жизни, ответственности перед близкими и другими людьми. Такой дифференциально-целостный подход является основным в наиболее популярных психологических концепциях (гуманистическая психология, гештальт-терапии, логотерапия и т.д.) и помогает младшему школьнику самостоятельно оценить собственную значимость в социальной среде, осуществить реализацию своего потенциала, сформировать навыки конструктивного поведения и овладеть определенными знаниями, направленными на преодоление психологических блоков, которые мешают ему развиваться.
Успех психологической коррекции агрессивного поведения младших школьников зависит от правильного выбора стратегии психокоррекционной работы с агрессивными детьми, так как она должна происходить, во-первых, учитывая принципиальную взаимосвязь внутренней (интрапсихической) и внешней (психосоциальной) детерминации функционирования личности. Во-вторых, необходимо учитывать закономерности процесса трансформации поведения, которое предусматривает стадии переосмысления, обдумывания своего поведения, подготовки к его изменению, реализации и соблюдению нового стиля поведения. В-третьих, психотерапевтические действия должны быть направлены на изменения в познавательной сфере личности дошкольника из-за убеждения, внушения, объяснения и интерпретации слабо осознаваемых переживаний [17, с.33].
Теперь сформулируем более конкретно особенности коррекции агрессивного поведения младшего школьников. Итак, для снижения уровня агрессивности младших школьников коррекционную работу психологу следует осуществлять в трех направлениях:
работа с гневом (обучать детей, у которых наблюдается высокий уровень агрессивности приемлемым способам выражения своего гнева);
развитие навыков распознавания и контроля (обучать дошкольников навыкам контроля, формировать у них умение владеть собой в ситуациях, которые вызывают у них вспышки гнева);
формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию, состраданию и пр.
Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно отметить, что психологическая коррекция агрессивного поведения дошкольников может проводиться в форме индивидуальной или групповой работы.
Задачи психокоррекции могут быть решены с помощью бесед, ролевого проигрывания ситуаций, выполнения упражнений на самопознание и самовоспитание, этюдов, пантомимы, изобразительной деятельности, физических упражнений, подвижных игр, психогимнастики и ауторелаксации, использование элементов песочной терапии, музыкотерапии, сказкотерапии и изотерапи.
Выводы по главе 1

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ