формирование звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности» | Пример курсовой работы

формирование звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности»

Цель исследования – теоретически обосновать и практически разработать комплекс упражнений по формированию звуковой культуры.

Таким образом, на пятом году происходит становление всех звуков родного языка; поскольку все фонетические дифференцировки закончены и у детей в достаточной степени развит речевой слух, приоритетным является развитие моторики артикуляционного аппарата; в связи с правильным и четким произношением всех звуков становится возможным совершенствовать силу голоса и темп речи.

Рассмотрим Лингвистические основы формирования звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста
Средний дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования правильного произношения всех звуков родного языка.
Определение «звуковая культура речи» состоит из произносительных качеств, описывающих звучащую речь, аспекты звуковой четкости речи, связанные с ними двигательные средства выразительности, в том числе части культурного речевого общения. 
Фонетика, изучающая звуковую сторону речи, рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, которые служат для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму. Исследования лингвистов, психологов, педагогов дают основание полагать, что именно звуковая сторона языка рано становится предметом внимания ребенка. Д.Б. Эльконин писал по этому поводу: «Овладение звуковой стороной языка включает два взаимосвязанных процесса: формирование у ребенка восприятия звуков языка, или, как его называют, фонематического слуха, и формирование произнесения звуков речи». Ребенок дошкольного возраста оказывает огромный интерес к языковой активности, ему нравится создавать новые слова, опираясь на содержательную и грамматическую сторону языка, что является важным условием для лингвистического развития, в структуре которого находится постепенное понимание языковых явлений.
В воспитании звуковой культуры речи детей пятого года жизни, ученые отмечают некоторое противоречие: с одной стороны, особую чувствительность к явлениям языка, осознание произносительных умений, а с другой стороны — несовершенство произношения многих звуков.
Работа по воспитанию звуковой культуры речи у детей средней группы включает: формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности.
В средней группе учат сравнивать фонемы, обращая внимание на основные признаки фонем. Детей знакомят с терминами: вводится слово звук в обыденном понимании значения этого слова: звук – это то, что мы слышим, в том числе звуки речи.
Дети средней группы уже могут осознавать особенности своего произношения, поэтому уместными будут вопросы, выясняющие, правильно ли говорит ребенок. Отвечая на такой вопрос, дети задумываются над своим умением оформлять высказывание.
В работе над речевым дыханием в среднем дошкольном возрасте преобладает “технический” аспект: речевое дыхание не соотносится с фонетическим членением речи и не осознается как средство интонационной выразительности речи. Интуитивно речевое дыхание используется дошкольниками и при слогоделении (слог – один толчок воздуха), при необходимости они могут произнести слово по слогам, если их плохо слышат или понимают, хотя техника слогоделения и слог как единица фонетического членения речи ими не осознаются. При заучивании стихов дети предельно точно воспроизводят интонацию взрослого, повторяют постанову пауз.
Говоря об особенностях овладения фонетическими средствами языка, можно отметить несформированность умений по управлению собственным голосовым аппаратом: сила голоса не соотносится с ситуацией, неуместной может быть как слишком тихая, так и слишком громкая речь ребенка. Для осознания процесса управления силой голоса предлагаются упражнения, игры, включающие типовые жизненные ситуации, в которых нужно говорить тихо, с умеренной силой голоса, громко. Для формирования умения правильно использовать дыхание, голос, темп речи, ставить ударение в словах, применяют упражнения на подбор слов похожих на проговаривание в слове звуков.
Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи, как средству оформления высказывания. Детей учат в инсценировках говорить разными голосами и с разной интонацией: повествовательной, вопросительной, восклицательной. Для выработки хорошей дикции, четкого и правильного произнесения отдельных слов и фраз широко используется специальный материал (чистоговорки, потешки, считалки, небольшие стихотворения), который произносится детьми с разной силой голоса и в различном темпе.
В процессе отработки и закрепления произносительных умений ребенка используют пример правильной речи его сверстников, не только на занятиях, но и в свободно организуемых играх и упражнениях, к которым привлекаются как дети, не овладевшие каким-то умением, так и те, кто говорит правильно, четко.
Таким образом, в результате работы над звуковой стороной слова у детей формируется особое, лингвистическое отношение к речи, к языковой действительности. Сознательное отношение к языку является основой для освоения всех сторон языка (фонетической, лексической, грамматической) и форм речи (диалогической и монологической).

Мы изучили особенности методов формирования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.
Ребенок пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Способность дошкольников 4 – 5 лет по словесному описанию представить себе предметы, явления, события и действовать уже не с реальными предметами, а со своими представлениями о них играет решающую роль в развитии детей.
Воспитание звуковой культуры речи детей в средней группе подготавливает ребенка к следующему этапу обучения — развитию звуко- буквенного анализа. Первостепенная задача педагога научить ребят четко и правильно произносить звуки русского языка. Педагог уделяет особое внимание шипящим и свистящим звукам, учит корректно произносить фразы и сложные слова, формирует навык интонационной выразительности. Кроме этого, воспитатель воспитывает в детях уровень развития речевого слуха, который поможет им самостоятельно изменять тон голоса, выделять интонационно слова в предложениях. Звуковая культура речи в средней группе направлена также на развитие речевого дыхания, фонематического восприятия, голосового и артикуляционного аппаратов.
Игра продолжает оставаться основной формой деятельности детей 4 – 5 лет. Как и в младшей группе, воспитатель отдает предпочтение игровому построению всего образа жизни детей, которое оказывает благотворное влияние на формирование речевых проявлений детей. Развитие звуковой культуры речи в средней группе продолжается не только на специальных занятиях, но и в режимных моментах: на прогулке, утренней речевой гимнастике, в гимнастике после сна и др. Педагоги используют различные игровые приёмы, звукоподражательные слова, стихотворения, скороговорки, наглядный материал. В течение дня дети могут участвовать в разнообразных играх — режиссерских, подвижных, имитационно-театрализованных, хороводных, музыкальных, познавательных. Часть из них организуется и целенаправленно используется воспитателем в решении определенных задач.
Из анализа программ «От рождения до школы» и «Детство» по воспитанию звуковой культуры речи детей в средней группе, следует, что содержание работы может быть обобщено в трех основных разделах:
I. Развитие голосового аппарата. Развитие речевого слуха и подвижности речедвигательного аппарата детей;
II. Становление и закрепление звуков. Формирование норм литературного произношения.
III. Работа над речевым дыханием, темпом и ритмом речи, силой голоса и интонационной выразительностью, дикцией.
Диагностическая методика изучения эффективности овладения звуковой культурой речи в ходе образовательной деятельности включает несколько серий заданий, критериями оценки являются умения по звуковой культуре речи, которые актуальны для детей среднего дошкольного возраста.
Работа воспитателя по развитию звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста предусматривает введение в образовательный процесс упражнений артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики, игр на развитие мелкой моторики, на формирование фонематического слуха и фонематического восприятия. Все это плодотворно сказывается на развитии речи детей в целом или становится подготовкой к коррекционной логопедической работе с ними в дальнейшем.
Проведя исследование в ДОУ, мы смогли убедиться в эффективности игровой деятельности как метода формирования и развития звуковой культуры речи у дошкольников. Показатели экспериментальной группы детей, с которой проводились предложенные нами игры, улучшились в конце исследования, в отличие от показателей, полученных в контрольной группе.
Таким образом, можно сказать, что по итогам работы были решены поставленные задачи, а именно: рассмотрены особенности психического развития, особенности формирования звуковой культуры речи, и лингвистические основы формирования звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста; раскрыта роль игровой деятельности в воспитания звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста; проанализированы программы ДОУ «От рождения до школы» и «Детство»; разработана диагностика по формированию звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста; предложен комплекс игр, направленный на формирование звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования – теоретически обосновать и практически разработать комплекс упражнений по формированию звуковой культуры.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!