Предупреждение педагогического конфликта в процессе воспитания | Пример курсовой работы

Предупреждение педагогического конфликта в процессе воспитания

Цель исследования – теоретически проанализировать и практически исследовать особенности предупреждения педагогического конфликта в процессе воспитания.

Основу конфликта между учеником и учителем составляет ситуация, которая включает в себя противоречивые позиции сторон или обжалования целей их достижения или несовпадение интересов, что, с остальными, удерживает субъектов возможного конфликта. Но для того, чтобы конфликт начал свое развитие, необходим инцидент, по которому одна из сторон начинает действие, при этом задевая интересы противоположной стороны. Если другая сторона отвечает взаимностью, конфликт из потенциального становится актуальным. [17; 221]
Современная психология выделяет такой ряд основных элементов конфликта:
конфликтующие стороны;
условия, по которым проходит конфликт;
образы в конфликтной ситуации;
действия участников конфликта.
Каждый конфликт, тем более конфликт между учеником и учителем, имеет свои стадии развития:
Недовольство. Это именно та стадия, во время которой происходит формирование противоречий норм, интересов, взглядов, мнений, ценностей и др.
Недовольства переходят к уровню реальных взаимоотношений преподавателя и его ученика (учеников).
Возникает определенное противодействие (ярость, раздражение, повышение уровня тревожности, игнорирование требований и т.д.).
Противостояние – все силы направляются на другого человека, разрываются связи между ними, возникает пренебрежение и оскорбление, и тому подобное. Возникает инцидент, то есть столкновение, которое несет в себе неприятный характер (педагог жалуется на своего ученика и т.д.). Конфликт требует немедленного решения. Таким образом наблюдается деструкция взаимоотношений между педагогом и учеником на эмоциональном, поведенческом и даже когнитивном уровнях. [7; 12] Начало откровенного противостояния – это результат именно конфликтного поведения, то есть действий, направленных на захват или удержание объекта, или же принуждение оппонента отказаться от его целей или изменить их.
Такое поведение бывает:
активно-конфликтным (вызов),
пассивно-конфликтным (ответ на этот вызов),
компромиссным,
компромиссно-конфликтным.
В зависимости от установок и поведения сторон конфликт приобретает логику своего развития, создавая причины для его углубления или разрастания.
Во время этой стадии развитие конфликта охватывает следующие фазы:
Переход в открытое противостояние сторон. На данной фазе конфликт еще является локальным, ведь борьба проходит по ограниченным ресурсам и еще существуют возможности разрешению проблемы другими методами;
Расширение границ противоборства. Для достижения своей цели соперники используют новые ресурсы, допуская возможность найти какой-то компромисс. Конфликт становится непредсказуемым, им уже невозможно управлять. Вершина конфликта. Стороны, конфликтуют, забывают об истинных причинах и цели. Главной целью является нанесение максимальных потерь противнику. Интенсивность и протяженность напрямую зависит от целей установок обеих сторон, методов ведения борьбы и др.
На стадии разрешения конфликта возможны различные варианты развития событий:
горячей борьбы до полного поражения одной из сторон;
затягивание противостояния из-за недостатка ресурсов;
уступки сторон; прекращение конфликтной ситуации под действием третьей стороны, и тому подобное.
Конфликт между учителем и учеником может продолжаться до тех пор, пока не будет создано надлежащих условий для его прекращения. [4; 203]
Такими условиями могут быть:
уход или исчезновение объекта конфликта;
замена объекта конфликта другим;
замена позиций одной из конфликтующих сторон;
поддержание потока новой информации от объекта;
недопущение к взаимодействию участников конфликта;
принятие конфликтующими сторонами согласованного решения, и тому подобное.
Наиболее распространенными основаниями возникновения конфликта между педагогом и его учеником в систему «педагог – ученик» являются:
Неспособность педагога прогнозировать поведение его учеников во время урока.
Непредвиденное поведение учеников и их поступки часто нарушают плановый ход урока и вызывает у педагога раздражение и стремление преодолеть этот конфликт всеми подвластными ему способами.
Попытки педагога любыми средствами уберечь свой социальный статус за счет снижения статуса ученика. Учитель прибегает к выражениям низкого стиля («разинул рот», «что ты несешь?», «вытаращил глаза», «развесил уши»). Это является нарушением принципов взаимодействия учителя и ученика и доводит ситуацию до развертывания конфликта;
Оценивание учителем не поступка ученика, а его личности;
Субъективное восприятие учителя поступка ученика, недостаточный уровень информированности о мотивах;
Попытки наказать своего ученика, мотивируя это строгостью и дисциплиной;
Неспособность к самоконтролю (раздражительность, мстительность, грубость, применение не лексических слов и т.д.). Учитель с жестким мышлением конфликтует с учениками. Такие учителя свою придирчивость к детям считают обычной требовательностью, а требовательность учеников к себе воспринимают как посягательство на его бесценный авторитет;
Недостаточный уровень педагогических способностей, то есть их несформированность;
Плохая организация работы в педагогическом коллективе;
Каждый неверный шаг учителя, его ошибка при решении конфликтных ситуаций может травмировать учеников, внушать недоверие к педагогу, и нарушать систему их взаимоотношений. [5; 68]
Невозможно не выделить негативные стереотипы поведения учителей, несущие за собой недовольство учеников учителями и стимулируют развертывание конфликтов:
· Раздражительность из-за ерунды;
· Действия без оснований;
· Использование строгих методов дисциплинирования;
· Распределение учащихся по своим симпатиям;
· Запугивание, угрозы;
· Фиксация внимания на недостатках учеников;
· Образы, которые учитель делает публично;
· Вмешательство в личный мир ученика;
· Вмешательство в личную жизнь ребят;
· Негативная оценка действий других педагогов, их критика при учениках и тому подобное.
Для того, чтобы разгорелся огонь достаточно лишь искры. То же самое происходит и с конфликтом, который может разрастись с маленькой искорки и стать большим пламенем, которое уничтожает на своем пути все живое.
В данной курсовой работе нами была исследована одна из актуальных проблем современной педагогической науки и практики – проблема пеагогических кофнилктов, в частности, конфликтов между педагогом и учениками и их предупреждение.
В предупреждении или разрешении конфликтов между педагогом и учеником место занимает именно педагог и его мудрость. Под понятием «конфликт» понимаются объективные и субъективные, реальные или иллюзорные, осознанные противоречия между людьми, с попытками их решения эмоционально. Все конфликты можно разделить на две группы – простые и сложные. Большим влиянием на конфликтное поведение учащихся является поведение их педагога, его личность. Исследования в курсовой работе показывает, что стиль общения педагога, его педагогический такт влияет на формирование межличностных отношений учеников. Педагогическая тактика «сотрудничество» обусловливает наиболее бесконфликтные отношения учащихся между собой и со своим педагогом.
Педагогические конфликты – это противоречия, возникающие между людьми из-за столкновения взглядов, интересов, стремлений. Конфликты бывают конструктивными и деструктивными. Конструктивные конфликты положительно влияют на жизнь людей и общества служат источником самосовершенствования и саморазвития личности, стимулируют эффективный выход из проблемных ситуаций. Деструктивные – приводят к насилию, разрыва отношений, одиночества. Очень часто характер педагогического конфликта и способ его развертывания зависит от общей психологической и собственно педагогической компетентности учителя.
Педагог, как умелый руководитель, должен вмешиваться в конфликты своих учеников и регулировать их, подавляя. Главное для него – это сосредоточение на проблеме, а не на участниках конфликта. Педагог должен уметь погасить проявление негативных эмоций и устранить ощущение угрозы, объективно разобравшись в конфликтной ситуации.
Для того, чтобы решить конфликт, педагог должен провести совершенную диагностику:
Выяснение источника конфликта,
Изучение конфликта,
Определение всех участников взаимодействия: групп, подразделений или лиц;
Выяснение отношений между сторонами, их позиций, ожиданий и ролей.
Для того, чтобы предупредить конфликтную ситуацию между педагогом и учениками, учитель должен вовремя, осознать характер конфликтной ситуации, его стадию, объект и не допустить чтобы ситуация набрала деструктивный характер. Хорошо продуманные, деликатные действия педагога в состоянии снять напряжение между конфликтующими, открывая пространство для положительных эмоций.
Педагог должен общаться с его учениками, даже с теми, которые стремятся к противостоянию. Общение – это залог одного из эффективных механизмов налаживания нормальных отношений.
Также, педагог должен уметь переключить внимание конфликтующих сторон от проблемы, которая была причиной обострения обстановки, провоцируя противоположные взгляды. Даже в самые напряженные ситуации педагог должен «трезво» мыслить и анализировать ситуацию, оставаясь прежде всего педагогом, а не человеком, у которого собственные интересы берут верх над профессионализмом.
Таким образом, можно сделать вывод: учитель играет главную роль в предотвращении или протекании и разрешению конфликта. Именно от его профессионализма и опыта зависит то, как будет протекать конфликтная ситуация, и какие у нее будут последствия.
Цель исследования – теоретически проанализировать и практически исследовать особенности предупреждения педагогического конфликта в процессе воспитания.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!