Формирование учебной мотивации у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

Цели и задачи

Цель данной работы: выявление психолого-педагогических условий формирования учебной мотивации у младших школьников с ОВЗ.

Введение и актуальность


В данном возрасте мотивация детей построена на выполнении сказанного учителем. При этом дети не стремятся к пониманию, зачем они выполняют ту или иную деятельность, но у них на первый план выходит необходимость делать то, что говорят. Это действует вне зависимости от рода занятий, дети будут все равно увлеченно и тщательно выполнять задания, потому что они кажутся им важными, раз их поручили. Положительная сторона данной особенности детей младшего школьного возраста заключается в том, что учителю было бы трудно каждый раз объяснять ученикам значение тех или иных видов работы для их образования 1.

У детей младшего школьного возраста постепенно происходит появление новых социальных мотивов. Дети 8-10 лет начинают мотивировать свою учебную деятельность не интересом к учебе и получению новых знаний, а чувством долга. Но намного чаще учебная мотивация принимает характер желания получить высокую оценку или похвалу, ради которых дети сразу же садятся и начинают старательно выполнять задания 12.
Для детей 1-2 классов мотивация имеет своеобразных вид. По мнению Л. И. Божовича, дети данного возраста воспринимают отметку как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы. Младшие школьники считают оценку важной, если она стоит за четверть, потому как она выставлена не за какой-либо один урок, а за все старания. Следовательно, это доказывает, что изначально детям младшего школьного возраста интересен сам учебный процесс, а не его результат 3.
Далее у детей с возрастом повышается мотивация получения хороших оценок, но и она со временем исчезает. И уже дети в 5-6 классах дразнят учеников младших классов за их старания, доказывая тем самым, что сами они эти старания к учебе не прилагают.
По мнению М.В. Матюхиной дети младшего школьного возраста осознают не все мотивы одинаково. К плохо осознаваемым относят мотивы долга и ответственности, благополучия, престижные, целый ряд мотивов, связанных с содержанием и процессом учения (интерес к объекту деятельности, к процессу деятельности, к результату деятельности). Но именно данные мотивы являются частыми в учебной деятельности 12.
У учеников к 3-ему классу усиливается мотивация к учебе во избежание наказаний и пропадает интерес к содержанию уроков. Данные мотивы при сильном выражении способствуют созданию стрессовых ситуаций, которые плохо влияют на мышление учеников.
Особенность учебной мотивации детей младшего школьного возраста - это невозможность долгое время поддерживать свои стремления в той или иной деятельности. Поэтому детям младшего школьного возраста следует ставить ближайшие и небольшие цели, чтобы стремление и упорство достигнуть их не исчезло.
К 3-4 классу у детей разделяются мнения о предметах, соответственно и мотивация к их изучению терпит изменения. Вследствие чего общая мотивация учебы разнится, потому как в зависимости от интересов к тому или иному предмету формируются положительные или отрицательные мотивации к изучению. Но также в данном возрасте познавательные интересы эпизодические. Другими словами, негативное впечатление о каком-либо уроке и в результате угасание мотивации у младших школьников, проходит по окончании урока 11.
Также в этих классах снижается значимость педагога в роли побудителя к учебе, это связано с понижением его авторитета, что происходит за счет большего формирования самостоятельности учеников, которые начинают больше ориентироваться на мнения своих сверстников.
У детей младшего школьного возраста наблюдаются следующие особенности мотивации:
1) Позитивные:
- общее хорошее отношение к школе;
- повышенная любознательность;
- широта и интенсивность познавательной потребности;
- открытость;
- доверчивость;
- вера в авторитет учителя;
- готовность выполнять задания.
2) Негативные:
- неустойчивость интересов, которые способны в данном возрасте угасать и не возобновляться, а также требуется постоянная поддержка;
- слабая осознанность мотивов 13.

Заключение и вывод


В ходе написания данной работы нами были изучены теоретические аспекты формирования и особенности учебной мотивации у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, мотивация учебной деятельности и ее особенности в младшем школьном возрасте.
Также нами были рассмотрены практические особенности формирования учебной мотивации у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, опыт работы учителей по формированию положительного отношения к обучению и используемые ими приемы, способствующие формированию мотивации у детей с ОВЗ.
Для формирования учебной мотивации детей с ОВЗ необходимо использовать любую возможность, чтобы на уроке каждый ученик получил поддержку словом, взглядом или прикосновением, использовать игровые ситуации на уроках.
Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание детей на уроке, активизирует словарный запас, расширяется их кругозор, развивается фантазия, воспитываются нравственные качества. Также очень эффективным в формировании учебной мотивации является использование различных приемов.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ