Римская драматургия (тогаты и паллиаты)

Цели и задачи

Цель исследования: изучить историю римской драматургии, раскрыть значение римских комедий – паллиаты и тогаты.

Введение и актуальность


Характерно в смысле завершившегося к этому времени усвоения римлянами греческой религии и мифологии то, что гомеровские, греческие боги являются в переводе с латинскими именами (значит, римляне уже успели приспособить свои божества к греческим): например, Муза переводится через Камена, богиня судьбы Мойра через Морта, богиня памяти Мнемосина через Монета, Кронос – Сатурн, Зевс – Юпитер, Посейдон – Нептун и т. д.
Через год после окончания I Пунической войны, т. е. в 240 г. до н.э., курульные эдилы решили дать на национальных играх (Ludi Romani) комедии и трагедии, поручив их обработку Ливию Андронику. Он взял то и другое из греческого репертуара, в котором, как трагик, был особенно популярен Эврипид, а в качестве комиков – представители так называемой новоаттической бытовой комедии, особенно Менандр, Филемон и Дифил.
Пьесы Ливия были плохи, и Цицерон говорит, что они не заслуживают вторичного чтения. Однако несомненной заслугой Ливия является усвоение греческих размеров – ямбов и трохеев (хореев), причем он приспособил их к законам латинской фонетики, и ему в этом следовали все ранние римские драматурги.
О комедиях Ливия мы почти ничего не знаем; известно, впрочем, что он написал «Хвастливого воина». Трагедии его, о которых мы знаем тоже чрезвычайно мало, в значительной степени относились к троянскому циклу (Гнев Ахилла, Безумие Аякса, Эгист, Андромаха, Гермиона, Троянский конь), известны также заглавия «Андромеды» и «Данаи».
В 207 г. для искупления одного страшного предзнаменования Ливию Андронику был заказан государством гимн в честь Юноны (Тит Ливий – XXVII, 37 – не счел нужным привести его, находя его слишком примитивным и необработанным). Этот гимн должны были петь 27 девушек в торжественной религиозной процессии: впереди шли две белых коровы, за ними несли два кипарисовых изображения Юноны-царицы, затем шли девушки в длинных белых платьях и сакральные децемвиры с лавровыми венками на голове.
В связи с этим государство, очевидно, признав некоторое значение за поэзией, особенно драматической, разрешило писателям (scribae) и актерам объединиться в специальной коллегии и отвело для них помещение в храме Минервы.
Но и в обществе скромная литературная деятельность Ливия вызвала к жизни дремлющие поэтические дарования: уже при жизни Ливия выступают на драматической сцене два крупных таланта – Невий (ок. 280-201 до н. э., первый дебют его состоялся в 235 до н. э.) и Плавт (ок. 254-184 до н. э.), Квинт Энний (239-169 до н. э.), которые переработали греческую драму в соответствии с запросами римского общества и утвердили основы национальной литературной драмы. Гней Невий перерабатывал не только оригиналы греческие трагедий на мифологические сюжеты, но и создавал «претексты» — жанр исторической трагедии, почти совсем неизвестный грекам. Сюжет претексты драматург заимствовал из древней римской истории (иногда - из современной жизни). Однако наибольшая слава пришла к Невию в области комедии: он был создателем паллиаты, т. е. римской комедии, которая представляла собой переработку новой аттической комедии.
Творчество Квинта Энния имеет множество отличий от творчества Невия, причиной этого являются условия исторической обстановки его времени. Сразу же после окончания 2-й Пунической войны (218-201 дон. э.) началась экспансия Рима на Восток, принесшая римлянам крупных военные успехи и закончившаяся покорением Македонии в 148 и Греции в 146 до н. э. (в этом же году в зап. Средиземноморье пал под ударами римлян Карфаген). Эти походы Рима на Восток и непосредственное знакомство с культурой Греции на ее родине зародили в римском обществе потребность в как можно оперативном освоении культурного наследства экономически более развитых стран Греции и Востока.
Широко образованный и талантливый человек, Энний считал обязательным приближение римской литературы и театра к греческим. От трагедий Энния дошло сравнительно много отрывков, судя по которым большая часть его трагедий восходит к оригиналам Еврипида. Однако у трагедии Энния на греческие мифологические сюжеты имелся, как и у других крупных римских драматургов — Пакувия (220- 130 до н. э.) и Акция (ок. 170 — ок. 85 до н. э.), - ряд признаков, которые отличали ее от греческих оригиналов. Переработка греческой трагедии шла через насыщения ее событиями, введение запутанного действия, усиление внешней патетики и чисто зрелищной стороны, придание характерам героев римских черт. Роль хора в римской трагедии была значительно уменьшена: хоровые партии перекладывались в монодии и дуэты актеров.

Заключение и вывод

Развитие культуры Древнего Рима связано с завершением истории античного общества. Она выступала как продолжение эллинистической традиции и в то же время как самостоятельное явление, которое определял ход исторических событий, своеобразные условия жизни, религия и свойства характера римлян. Культуре Древнего Рима характерно усиление индивидуализма. Начинается все большее противопоставление личности государству, переосмысление и критика традиционных античных идеалов, общество становится более открытым для внешнего влияния.
Произведения первого римского драматурга Ливия Андроника являлись переделкой греческих трагедий V в. до н.э., также, как и большая часть сочинений его последователей Гнея Невия и Квинта Энния. В то же время Гней Невий является создателем римской национальной драмы - претексты; его дело было продолжено Эннием и Акцием, полностью отказавшимся от мифологических сюжетов.
Андронику и Невию также принадлежит заслуга создания жанра паллеаты (латинской комедии на греческий сюжет). Невий писал эти комедии на основе материала из староаттических комедий, с учетом римских реалий. Расцвет паллеаты связан с творчеством и Теренция, которые ориентировались уже на новоаттическую комедию, особенно на Менандра; ими активно разрабатывалась бытовая тематика (семейные отцов и детей, влюбленные и сводники, должники и ростовщики, проблемы воспитания и отношение к женщине).
Во второй половине II в. до н.э. родилась римская национальная комедия (тогата), у истоков которой стоял Афраний; в первой половине I в. до н.э. в этом жанре создавали свое творчество Титиний и Атта. В их комедиях изображалась жизнь низов и высмеивалось падение нравов.
Дошедшие до нас отрывки тогаты дают возможность охарактеризовать этот вид комедии и обозначить его место в развитии римской драматургии лишь в самом общем виде. Однако, даже эти небольшие отрывки позволяют судить о том, что, комедия тоги ничуть не уступала своей формой комедии плаща, но была выше ее, по всей вероятности, по степени жизненности своего содержания.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ