Стилистические особенности повествования с точки зрения персонажа: «Над пропастью во ржи» Д. Сэлинджера

Повествование может также вестись и от второго лица. Несмотря на то, что подобные случаи достаточно редки, в некоторых случаях именно этот тип повествования становится единственным выходом автора в ситуации, когда ему необходимо создать интенсивное ощущение близости между рассказчиком и читателем, заставить читателя прочувствовать бессилие от развития сюжета. Ярким примером такого нарратива может служить новелла американского писателя Джея МакИнерни «Яркие огни, большой город».
Рассказ от третьего лица, ⸺ так называемое неперсонифицированное повествование, ⸺ напротив, является достаточно распространенным видом нарратива в современной литературе. Как отмечается в учебном пособии «Введение в литературоведение», в этом случае автор получает наибольшую свободу действий, поскольку может передавать различные обстоятельства определенной истории, не являясь ее непосредственным участником. При этом наиболее часто используется единственная форма местоимения третьего лица («он», «она»). [9, С. 236]
Согласно другой классификации, различают такие типы повествования, как личное и безличное. [Барковская, С. 17] Как пишет по этому поводу Н.А. Кожевникова, «типы повествования в художественном произведении организованы обозначенным или необозначенным субъектом речи и облечены в соответствующие речевые формы (…). В повествовании от третьего лица выражает себя или всезнающий автор, или анонимный рассказчик. Первое лицо может принадлежать и непосредственно писателю, и конкретному рассказчику, и условному повествователю». [Кожевникова, С. 4] При этом сами типы повествования она определяет как особые композиционные единства, организованные определенной точкой зрения (автора, рассказчика, персонажа), имеющие свое содержание и функции и характеризующиеся относительно закрепленным набором конструктивных признаков и речевых средств (интонация, соотношение видовременных форм, порядок слов, общий характер лексики и синтаксиса). [Кожевникова, С. 6] Рассмотрим перечисленные типы повествования более подробно.
Безличное повествование характеризуется, прежде всего, максимальной объективированностью изображения. В этом случае лицо-повествователь, по М. Бахтину, занимает позицию так называемой «абсолютной вненаходимости» [Барковская, С. 18], так как не является частью художественного мира произведения и находится за рамками повествования как такового. Кроме того, как добавляет Н.В. Барковская, такой повествователь знает обо всем, что происходит с героями, т.е. его кругозор, ⸺ так же, как и масштаб всего художественного мира в целом, — ничем не ограничен. Однако не стоит забывать, что подобное повествование является всего лишь иллюзией отсутствия автора, т.к. именно авторская точка зрения направляют восприятие читателя, одновременно сближаясь с позицией того или иного персонажа. [Барковская, С. 18] Об этом пишет, в том числе, и И.Б. Роднянская: «сознание автора-повествователя приобретает неограниченную осведомленность, оно (…) поочередно совмещается с сознанием каждого из героев». [Роднянская, С. 30]
Что касается личного повествования, то под этим типом понимается повествование от лица рассказчика, т.е. такое повествование, в рамках которого повествователь (автор) персонифицируется в образ рассказчика. В. Кожинов уточняет соотношение автора и рассказчика: «очень часто в произведении создается и особый образ рассказчика, который выступает как отдельное от автора лицо (нередко автор прямо представляет его читателям). Этот рассказчик может быть близок автору (…) и может быть, напротив, очень далек от него по своему характеру и общественному положению (…). Далее, рассказчик может выступать и как всего лишь повествователь, знающий ту или иную историю, и как действующий герой (или даже главный герой) произведения». [Кожинов, С. 311]

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ