Формирование у учащихся здорового образа жизни в процессе обучения

Цели и задачи

Целью данной работы является установить эффективные формы и методы организации педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни.

Введение и актуальность


В работе М.А. Гавриловой, в которой она делится опытом, направленным по формированию здорового образа жизни посредством постановки конкретных воспитательных ситуаций. Для примера воспитательной ситуации она приводит следующее задание: одной группе даётся задание нарисовать словесный портрет пьющего человека, второй группе портрет человека, ведущего здоровый образ жизни. Портрет ученики составляют по следующим параметрам: кожа, волосы, сердце, желудок, кишечник, печень. Чтобы иметь представление о том, что же такое здоровый образ жизни, в первую очередь необходимо сформировать навыки ведения здорового образа жизни, позитивное отношение к здоровому образу жизни, добиться результата можно только в том случае, если образовательный процесс будет организован с учетом психологического комфорта и ценности каждой индивидуальной личности, индивидуальных психофизиологических особенностей учащихся.
Для того чтобы выстроить педагогическую работу важно, грамотно объяснять учащимся, в чем истинное значение здорового образа жизни и все его составляющие, при соблюдении всех норм, можно ещё и укрепить здоровье, обезопасить себя от болезней и несчастных случаев, а также, воспитать у юношей и девушек правильное восприятие здорового образа жизни.
А также заинтересовали результаты исследования, проведённого Н.Н.Нежкиной, Е.В. Ивановой и Н.В. Киселёвой, опубликованные в статье «Нормативно-правовое обеспечение здоровье формирующей деятельности в школе». Многие учителя считают, что до сих пор не компетентны в вопросах охраны здоровья. Большое количество педагогов не знают, что такое «школа, содействующая здоровью», и не могут сформулировать основные направления её деятельности. Считается, основная задача такой школы- организация оздоровительных мероприятий со стороны медицинского персонала, проведение физкультминуток на уроках, классных часов, а также дней здоровья и спортивно-массовых мероприятий.
Опыт И.Р. Касимова, описанный в статье «Здоровый образ жизни как социально-культурная проблема: культурологический и деятельностно-ориентированный подходы». И.Р Касимова считает, подойдя к проблеме формирования здорового образа жизни личности возможно не только с позиции физического здоровья, а также гармонии и единства физического, психического и духовного состояния организма. По его мнению, только такой подход приведёт к успешному становлению человека как: саморазвивающейся личностью, умеющим сочетать в себе творческие, духовно-нравственные, интеллектуальные начала, быть психологически устойчивой к стрессам. Выделяют несколько способов, которые дают установку на здоровый образ жизни. Один из них двигательная активность, которая обеспечивает проведение физкультминуток во время уроков. Большое значение имеет двигательная активность, она способствует повышению интересов у учеников к ведению здорового образа жизни.
Движение - это жизнь, она активизирует деятельность всех жизненно важных органов и систем, поддерживает и развивает их, способствует повышению общего тонуса, стимулирует процессы роста, развития и формирования всего организма, так же становление и совершенствование высшей психической и эмоциональной сферы.
В практике современной школы, для того чтобы формировалась двигательная деятельность, проводят упражнения с элементами соревнований. Одно из таких, подвижная игра, восполняющая недостаток двигательной активности, способствуют улучшению психологического состояния учащегося, появляется интерес к занятиям физической культурой, то есть являются пропагандой здорового образа жизни. Для формирования здорового образа жизни выделяют следующие методические приемы: рассказы и беседы; моделирование различных ситуаций; рассматривание иллюстраций (сюжетных, предметных картинок, плакатов); игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, гимнастики), (пальчиковая, дыхательная, зрительная); самомассаж; физкультминутки.
По мнению С.А. Рыбаковой, чтобы спасти здоровье подростков в условиях нестабильной экологии и низкого уровня культуры здоровья, в образовательных учреждениях должны быть разработаны программы, содействующие формированию благоприятного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Чтобы программы были реализованы необходимо выполнить условия: проведение тематических педсоветов, на которых рассматривается выполнение мероприятий комплексной программы формирования здорового образа жизни обучаемых за год. А также С.А.Рыбакова выделяет следующие типы жизнеутверждающих ситуаций:
1.Поиск мотивов и целей жизнедеятельности, жизненных смыслов и ценностей на основе социокультурного содержания феномена «здоровье» и ситуация анализа и оценки жизненных проблем и обстоятельств с учетом социокультурного содержания феномена «здоровье» и индивидуальных особенностей жизнеспособности;
2.Жизненного выбора и принятия каких-либо решений с учетом социокультурного содержания феномена «здоровье» и индивидуальных особенностей жизнеспособности;
3.Ситуация проектирования образа жизни и приятие ответственности за свой «проект».
Важность школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся просто необходимо рассматривать как одно из важных условий национальной безопасности и развития российского общества в XXI веке. Ситуация, которая складывается по проблеме сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни у подростков, в настоящее время представляет особый интерес для педагогической науки и школьной практики. Так же доказано, что здоровье человека на 20% напрямую зависит от наследственности, на 20% - от окружающей среды, на 7-10% - от общего уровня здравоохранения и только на 50% - от того, какой образ жизни ведет человек.
Анализ современных исследований в области социологии, психологии, медицины выявляет определенные проблемы для формирования здорового образа жизни школьников:
-необходимость понимания здорового образа жизни как особой формы жизнедеятельности, определяемой как биологическими, так и социальными факторами;
-необходимость интеграции различных подходов к здоровью и проблеме формирования здорового образа жизни школьников;
-недостаточность раскрытия путей включения подростка в процесс овладения основами здорового образа жизни, слабо разработаны критерии и показатели сформированности мотивов здорового образа жизни;
-реализуется не в полной мере потенциал взаимодействия педагогов и учащихся, от которого зависит формирование здорового образа жизни подростка;
-необходимость дальнейшего уточнения и разработки вопросов содержания и методики реализации педагогических программ формирования мотивов здорового образа жизни.
Для формирования ценностного отношения к здоровью и безопасному образу жизни, возможно только в том случае, если в организованных ситуациях (жизнеутверждающих), будут включены механизмы смысла творчества личности.

Заключение и вывод

Перед школой и классным руководителем стоит множество различных воспитательных задач. Формирование культуры ЗОЖ и профилактика вредных привычек являются приоритетными.
Теоретические основы формирования здорового образа жизни отражены в нормативных документах:Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ. [1] Федеральный закон РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. №323. [2] ФГОС основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. №1897. В представленных выше законах четко прописано, что основными параметрами по сохранению здоровья учащихся является пропаганда навыкам обучения здоровому образу жизни, а также сохранение здоровья.
На актуальность выбранной нами темы указывают данные о постоянных ухудшениях здоровья обучающихся, причина всего этого не только наследственность, так же не маловажную роль играет, образ жизни и окружающая среда. Уровень установки на ведение здорового образа жизни у подростков достаточно невысок. Состояние современных школьников оценивается, как удовлетворительное.
Основой исследования послужило положение о здоровом образе жизни, как о факторе, влияющем на компоненты здоровья: социальный, психический, физический, духовный. Положение о здоровом образе жизни, которое включает в себя, ценностное отношение к здоровью (своему и других людей), стремление к поддержанию здоровья, применение и усвоение правил по ведению здорового образа жизни.
Однако начинать формирование навыков здорового образа жизни желательно с самого раннего возраста. Для этого можно приучить ребенка к ведению дневника здоровья, который является одним из способов совместной работы детей и родителей, и направлен на изучение ребенком себя и окружающего мира. Осознав себя частью всеобщего процесса, ребенок захочет получить в нем активную жизненную роль, особенно, если взрослые подтолкнут его к этой мысли. В целом, грамотное заполнение дневника учит детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Перечисленные формы работы по формированию ЗОЖ могут быть дополнены и другими: встречами с медицинскими работниками, неделями и днями здоровья в школе, классными часами соответствующей тематики, просмотром и обсуждением видеофильмов, туристическими походами.
Таким образом, в основе заложена идея приоритетности здоровья, которое рассматривается в качестве основополагающего компонента личности. Обеспечение жизнедеятельности каждого ребенка происходит на физиологическом, психологическом и социальном уровнях посредством механизмов сохранения, укрепления и формирования здоровья. Правильный учет этих механизмов в образовательной деятельности не только способствует сохранению здоровья учащихся, повышению их резервов и овладению индивидуальными способами управления своим здоровьем, но и обусловливает успешность обучения.
Значимые факторы, которые влияют на отношение к здоровому образу жизни современных школьников – это уроки физкультуры, специальные образовательные курсы по проблеме здоровья и здоровому образу жизни, воспитательная работа по формированию культуры здоровья. Классный час будет эффективным, если его проводить в интерактивных, метапредметных технологиях.
Для формирования здорового образа жизни к выше указанному необходимо применять следующие рекомендации: постановки конкретных воспитательных ситуаций, физкультминутки, гимнастика, беседы, рассматривание иллюстраций, различные виды игр на тему здорового образа жизни, а также организацию оздоровительных мероприятий со стороны медицинского персонала, проведение физкультминуток на уроках, дней здоровья и спортивно-массовых мероприятий.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ