Курсовая: Эколого-патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности | Пример курсовой работы

Курсовая: Эколого-патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности

Цель исследования: разработать методические рекомендации по совершенствованию эколого-патриотического воспитания младших школьников.

Принцип народности в патриотическом воспитании обусловливает применение в образовательном и воспитательном процессе огромного опыта патриотического воспитания молодого поколения, накопленного российской педагогической наукой; знакомство с народными обычаями и традициями в воспитании; историей родного края. Правомерность выделения этого принципа обусловливается сущностью понятия «патриотизм», который отражает любовь народа к своему Отечеству; спецификой патриотического воспитания в современных условиях, которые характеризуются ростом национального самосознания русского народа, повышенным вниманием к российской культуре и истории [22, с. 27].
Ведущим принципом является принцип интегративности, который получает реализацию в нескольких аспектах: содержательном, структурном, организационном. В структуре образовательного процесса этот принцип обусловливает интеграцию процессов воспитания, обучения и развития в целостном педагогическом процессе.
Осуществление патриотического воспитания, основываясь на совокупности общепедагогических и специфических принципов обеспечивает эффективность и целостность этого процесса [22, с. 27].
Содержание патриотического воспитания отражает содержание понятия «патриотизм» и включает также: воспитание любви к Отечеству, к родным местам, родному языку; уважения к прошлому своего Отечества, к обычаям и традициям своего народа, знание истории Отечества; становление культуры межнациональной коммуникации (уважения к другим нациям, их культуре и обычаям, нетерпимости к национальной и расовой неприязни); развитие стремления к укреплению достоинства и чести своей Родины, готовности к защите Отечества и содействия прогрессивному его развитию при сочетании общественных и личных интересов [22, с. 28].
Таким образом, патриотическое воспитание обучающихся представляет собой целостный педагогический процесс, базирующийся на взаимодействии субъектов воспитания и направленный на формирование у школьников патриотизма, который выступает в качестве нравственного и социального императива. Сущность этого процесса состоит в освоении обучающимися прогрессивного патриотического опыта, который позволяет сформировать ценностное отношение к патриотизму.

Настоящее исследование носит теоретический и практический характер и направлено на решение одной из важнейших проблем − повышение эффективности эколого-патриотического воспитания обучающихся в рамках современной общеобразовательной школы, значимость которой обусловливается социальным заказом, недостаточной степенью ее разработанности в школьной практике и теории педагогической науки. В решении обозначенной проблематики ключевая роль принадлежит общеобразовательной школе, главная цель которой заключается в воспитании граждански активной, патриотической, нравственной, экологически культурной личности.
Исследование педагогической, психологической, философской и методической литературы продемонстрировало, что проблема развития у подрастающего поколения любви к родной природе получила освещение в работах исследователей, которые занимались в разные периоды развития педагогики вопросами как патриотического, так и экологического воспитания. Все это позволило сформировать научную и теоретическую базу исследования, которая обосновывает целесообразность выделения эколого-патриотического воспитания в самостоятельное направление воспитательного функционирования.
Эколого-патриотическое воспитание − целенаправленный процесс, базирующийся на специально организуемой и сознательно осуществляемой педагогической деятельности, предполагающей становление в единстве эколого-патриотических чувств, осмысления и поведения с учетом активной творческой деятельности обучающихся. Сущность этого процесса состоит в становлении взаимоотношений обучающихся с природой родного края. Учитывая принципы эколого-патриотического воспитания (опора на ценностные отношения; субъектности; целостности; системности и научности; непрерывности; интеграции естественнонаучных, нравственных, эстетических, экономических, социальных, правовых аспектов экологических взаимодействий) определяется цель эколого-патриотического воспитания учащихся − формирование ценностного отношения к родной природе как части малой родины, что основано на единстве эстетического, чувственного, патриотического, познавательного, рационально-потребительского аспектов.
Эколого-патриотическое воспитание учащихся младшего школьного возраста имеет особенности, которые определяют задачи этого направления воспитательной деятельности: обогащение эмоционального мира учащихся и становление эколого-патриотических чувств; вооружение обучающихся знаниями о малой родине и определение сущности ценностного отношения к ней; систематическое накопление и обогащение опыта эколого-патриотического поведения обучающихся путем организации разнообразной по формам, содержанию и видам практической деятельности; развитие интереса у детей к эколого-патриотическому виду деятельности.
В процессе исследования было установлено, что, если соблюдать обозначенные педагогические условия, у обучающихся расширятся и углубятся знания эколого-патриотического характера, получат продуктивное развитие социально значимые мотивы участия в эколого-патриотической деятельности, интерес к ней и потребность в осуществлении данного вида деятельности, то есть повысится уровень эколого-патриотической воспитанности и будет активно формироваться ценностное отношение к родной природе как части малой родины.
Цель исследования: разработать методические рекомендации по совершенствованию эколого-патриотического воспитания младших школьников.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!