Формирование толерантности у детей дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности

Цели и задачи

Введение и актуальность


Поскольку изначальный фундамент для формирования толерантности как личностного качества закладывается в семье, сначала было решено провести анкетирования для родителей (законных представителей) с целью определения «базового» семейного уровня толерантности (приняли участие 43 родителя). Для изучения исходного уровня у испытуемых дошкольников уровня толерантности, нами было принято решение, использовать не один тест или опросник, а комплексные методы. В педагогическом эксперименте приняли участие дети старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет (23 ребенка, 8 мальчиков и 15 девочек) подготовительной группы. Использовались методики «Уровень нравственной воспитанности детей дошкольного возраста (адаптированный вариант методики определения уровня нравственной воспитанности по Е. Рылеевой), социометрия «Два домика», «Методика изучения толерантности детей» (Доминик Де Сент Марс). По результатам проведенных диагностик был сделан вывод, что формировать предпосылки толерантности у детей старшего дошкольного возраста требуется по трем направлениям: в кругу друзей, в окружающем мире, в домашнем кругу.
Проведенная диагностика указала на существенный показатель низкого уровня развития толерантности у детей дошкольного возраста более 30%.
В дальнейшем были выяснены причины трудностей в формировании толерантности, а именно:
• недостаточная для успешного формирования толерантности развивающая и обучающая среда в дошкольном учреждении и семье, отсутствие научных рекомендаций и педагогического опыта его создания;
• отсутствие четкой системы работы с детьми на занятиях и в повседневной жизни с целью формирования толерантности;
• недостаточное внимание взрослых к проявлению толерантности в семье, прежде всего, из-за низкого уровня нравственной культуры и нравственного самосознания родителей и отсутствие интеграции интересов и усилий воспитателя, ребенка, семьи для формирования толерантных взаимоотношений.

Заключение и вывод


В ознакомления с научно-методической литературой было определено, что у дошкольников толерантность формируется как социально-ценностное качество личности, которая проявляется в элементарных нормах уважения человеческого достоинства, милосердия, терпимости, отзывчивости, умение прощать, не делать зла, противодействовать ему, несправедливости, жестокости, критическом отношении к себе, в соответствующих поступках, действиях и поведении детей.
Эффективным средством в воспитании толерантности является использование богатства детской художественной литературы. Именно детская художественная литература является материалом для формирования представлений, знаний дошкольников о чертах толерантной личности, раскрывает в сюжетно-образной форме взаимоотношения между людьми, подавая образцы толерантного поведения.
Воспитанник, воспринимая позицию автора произведения, как бы сравнивает ее с собственной позицией, таким образом, идет оценка собственных норм поведения и переоценка своих ценностей. При этом ребенком переживается чувство возмущение, стыда, протеста и, как следствие, разрушаются ранее принятые нормы, ценности поведения. А через эмоции (которые возникают под действием прочитанного) можно повлиять на развитие эмпатических возможностей дошкольников.
Словом, можно утверждать, что воспитание толерантности у дошкольников требует включения в воспитательный процесс условий, адекватных их возрастным и индивидуальным особенностям, что выражается, в первую очередь, в готовности воспитателя к безоценочному принятию ребенка, основанному на доверии, эмпатии, открытости в отношениях с ней. Кроме того, взаимоотношения в детском коллективе должны быть организованы на началах взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения.
Теоретический анализ психолого-педагогических источников о специфике формирования взаимоотношений дошкольников показал, что этот возраст является сензитивным для развития и становления толерантных взаимоотношений благодаря ряду возрастных и психологических образований, ведущих мотивов поведения и характерных проявлений во взаимоотношениях с окружающими. Было выяснено, что нравственная позиция дошкольника раскрывается в формах и содержании его отношение к партнеру по общению.
Осознание результатов поступка, сопоставление их с воображаемым
эталоном вызывает эмоциональный отклик у дошкольника (переживания,
восхищение, одобрение, осуждение и т.п.), а в дальнейшем трансформирует
применение этого стандарта.
Таким образом, по результатам проведенного теоретического анализа можно сделать следующие выводы:
элементы толерантности закладываются в личности ребенка очень рано, начиная с дошкольного возраста;
ведущим фактором, определяющим качество толерантных оценок ребенка в дошкольном возрасте, является внешнее социальное окружение; дети полностью перенимают оценки культурного окружения, даваемые взрослыми (прежде всего, родителями). Именно система детско-родительских отношений формирует уже в дошкольном возрасте основные компоненты и качество детской оценки;
прослеживается связь между уровнем толерантности ребенка и стилем детско-родительских отношений: авторитарный стиль формирует нетерпимость, в то время как кооперативный и симбиотический стили ведут к формированию толерантного ребенка;
социально-культурная деятельность в дошкольном образовании является одним из основных средств решения современной воспитательной задачи формирования толерантности не только у детей, но, при успешной реализации, даже у их родителей.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ