ФОРМИРОВАНИЕ СОВЕТСКОГО И РОССИЙСКОГО СПОРТИВНОГО КОММЕНТИРОВАНИЯ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА

В 1950–1960-е годы были изменения в системе организации и функционирования спортивной журналистики. Первая внестудийная телевизионная передача в Москве состоялся в 1949 г., это был репортаж о футбольном матче на стадионе «Динамо». В 1950 г. (август) Н. Озерова появился в эфире, который комментировал игру на первенство страны по футболу между ЦСКА и Динамо (Москва). В 1952 г. Н.Н. Озеров и В.С. Синявский вели по радио летние Олимпийские Игры из Хельсинки. В 50-е годы студия телевидения непрерывно повышала численность спортивных трансляций. Почти все соревнования, проходившие в Москве, в итоге транслировались по телевидению.
В 1954 г. первый раз советские велосипедисты приняли участие в велогонке Мира, что освещал Ю. Гальперин, который вместе с В. Синявским на радио освещал зимнюю Олимпиаду 1956 г. в Кортина – д’Ампеццо.
В эфире был показан чемпионат мира по лыжам в Закопане благодаря серии «Специальные выпуски», вещание 19, 20, 22 февраля 1962 г. происходило из Варшавы. По телевидению каждый понедельник вечером выходила программа «Спортивная неделя».
Новый шаг в спортивной журналистике был сделан в 1963 г. была 111 Спартакиада народов СССР, которая освещалась не лишь в трансляционном варианте, тогда появились первые выходы «Дневники Спартакиады», где были интервью, а также отклики и комментарии специалистов.
В 1964 г. считается первое телевизионное освещение Олимпийских Игр. Если в Инсбруке были Зимние Олимпийские Игры, где работали преимущественно по радио комментаторы Н. Озеров, В. Демушкин и корреспондент в ГДР А. Светличный, то на телевидении были представлены только в информационном варианте (фрагментарно), а вот в Токио проходили летние Игры,, представленные в эфире широко. Так. благодаря спутнику телепередачи передавались телеорганизациям, в т.ч. СССР. В Токио была уже представительная группа комментаторов, советское телевидение смог включиться в мировую глобальную телесистему.
C 1970-х гг. и до возникновения перестроечных процессов, затронувших систему СМИ, советская спортивная журналистика была «законсервирована» под общим директивным руководством сектора физической культуры и спорта, относившегося в структуру отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС.
В 1972 г. были передачи с Олимпиады (г. Саппоро), которым был присущ феноменальный звук с великолепным оформлением картинки, сами же микрофоны находились в разных точках хоккейной площадки, лыжной трассы и иное. Уже тогда были использованы аппараты замедленного повтора, были использованы разные спецэффекты, возникло информационное заполнение экрана для всех спортивных событий. В Мюнхене Олимпийские Игры могли видеть дважды, сначала по первой программе ЦТ в 12 ч. (в дневное время) и в 21 час. 30 мин.(в вечернее время).Что касается репортажей о финальных соревнованиях Олимпиады по радио, то они шли по программе «Маяк». Уже известные в то время и широко популярные «Спортивные дневники» слушали дважды в сутки: сначала в 12 час. 10 минут, а повтор был в 18 час. 40 минут и в 23 часа по радио первой программы.
Стоит отметить, что советское телевидение тогда в первый раз использовало записи, что было связано с разницей во времени, поэтому трансляции встреч советских хоккеистов с канадскими, совпадавшие по срокам с Олимпиадой и проходившие в Монреале и Торонто, показали чуть позднее.
В феврале 1979 г. все внимание было приковано к хоккейным матчам сборной СССР с командой хоккеистов НХЛ. Благодаря усилиям центрального телевидения эту встречу смогли увидеть советские зрители.
Вторая половина 1980-х гг. была переходным этапом, в течение которого в системе спортивной журналистики формально доминировала функциональная модель, но методы деятельности журналистов, содержание их материалов показывали о необходимости перестройки в духе происходивших на государственном уровне изменений.
В 1990-х г. после возникновения закона «О печати и других средствах массовой информации» у спортивной журналистики начался абсолютно новый период в развитии, окончившийся в период экономического кризиса 1998 г. В качестве ключевых признаков этого периода по оценкам В. В. Баранова и Е. А. Слюсаренко в первую очередь была ликвидация монополизма в области печати, создание полноценного информационного рынка с высокой дифференциацией изданий, которые были ориентированными на самые различные информационные потребности аудитории, массовое возникновение абсолютно новых проектов, в т.ч. пришедших из иных стран в виде международных брендов, которые постепенно адаптировались к специфике отечественного читателя, именно российского зрителя или даже слушателя. В качестве знаковых событий указанного периода стоит отметить рождение первой отечественной спортивной ежедневной газеты, а впоследствии целого издательского дома «Спорт-Экспресс», также необходимо сакцентировать внимание на появлении спортивной редакции телеканала НТВ, которая смогла предложить отечественному болельщику абсолютно новые стандарты освещения событий в мире спорта, ориентированные на аудиторию, которая возникла под воздействием наиболее распространенных примеров журналистики о спорте.
После 2008 г, возникла необходимость преодоление последствий кризиса, что в итоге привело к процветанию в условиях экономического благоприятствования в начале 2000-х гг. В этот период издательский рынок нашей страны показал отличную динамику развития и качественные изменения в условиях роста инвестиций в СМИ, высокую капитализацию медийных компаний, высокий рост доходов от рекламных мероприятий и непосредственной реализации самих тиражей. В конечном итоге в начале XXI в. возникла на самом деле очень широкая сеть периодики о спорте, которая охватывает почти все культивируемые в нашей стране виды спорта. Кроме экономических предпосылок подобно активно способствовало развитие спортивной журналистики, а также в России со стороны правительства возник единый государственный подход в виде разных федеральных целевых программ, в частности, «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации», первая из которых была рассчитана на 2006–2015 гг, а вторая уже на период 2016–2020 гг. В указанный период появилось ядро спортивной журналистики в Интернете, в итоге возник рынок спортивных интернет-изданий, в качестве первого из которых был портал Sports.ru еще в 1998 г., в итоге возник новый активный поиск характерных для данной сферы подходов, форматов и жанров.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ