Формирование профессионально-важных качеств будущего рабочего в системе СПО

Цели и задачи

целью исследования информационных, диагностических, коррекционных и формирующих методических пособий и фактических знаний по обеспечению взаимного соответствия человека и профессии.

Введение и актуальность


В психолого-педагогической литературе известно несколько различных подходов к определению ПВК. По мнению В.Д. Шадрикова, профессионально важные качества, выполняют роль внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия и требования деятельности, что является узловым моментом формирования психологической системы деятельности.
А.В. Карпов дает следующее определение: «Профессионально важные качества — это индивидуальные свойства субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для ее реализации на нормативно заданном уровне и которые значимо и положительно коррелируют хотя бы с одним (или несколькими) ее основными результативными параметрами — качеством, производительностью, надежностью» 
А.В. Карпов акцентирует внимание на четырех группах профессионально важных качеств (ПВК):
абсолютные ПВК — качества, нужные с целью исполнения работы как таковой на минимально допустимом или нормативно заданном, среднем уровне;
относительные ПВК, характеризующие вероятность свершения субъектом высоких («над нормативных») количественных и качественных показателей деятельности («ПВК мастерства»);
мотивационная готовность к осуществлению какой либо работы. Высокая мотивация имеет возможность значительно возместить недостаточный уровень формирования многих ПВК (но не наоборот);
анти-ПВК: качества, которые противоречат тому или иному виду профессиональной деятельности.
Все профессионально важные качества допускается разделить на две категории:
1.  ведущие профессионально важные качества — находятся в непосредственной связи с параметрами деятельности;
2.  базовые профессионально важные качества — обладают наибольшим числом внутрисистемных связей с другими качествами, другими словами они имеют большой структурный вес и находятся на первом месте в числе всех качеств.
По мнению ученого именно базовые качества являются основными для развития подсистем профессионально важных качеств в целом.

Заключение и вывод

На этапе обучения у студентов возникает проблема развития профессионально важных качеств, которая в процессе их образовательной подготовки становится самостоятельной педагогической задачей. Решением этой задачи является хорошая методическая и теоретическая база, которая реализуется на всем протяжении учебы.
Для каждой профессии нужен установленный набор профессионально важных качеств, акцентирование которых из всей совокупности обязано являться научно-обоснованным. Развитие профессионально важных качеств совершается под развитием учебно-воспитательного процесса, под влияние внешних и внутренних условий, которые помогают быстрее освоить эти процессы. Вне зависимости от профессии будущий специалист обязан владеть фундаментальными познаниями, профессиональными умениями и навыками, существенное значение имеет практика творческой, исследовательской и самостоятельной деятельности.
В системе профессионального образования так же важны умения, связанные с научно-техническим прогрессом. При приеме на работу будущий специалист должен обладать новыми информационными технологиями, иметь широкий кругозор, уметь общаться в коллективе.
Задачи, которые мы поставили в начале исследования, выполнены: были рассмотрены группы профессионально важных качеств, обособлены мнения ученых, определены профессионально важные качества бухгалтера-экономиста. При анализе результатов анкетирования, мы выяснили, что большинство студентов имеют профессиональные качества экономистов, разработаны рекомендации и приведен пример определенного задания.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ