«Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Одной из задач патриотического воспитания дошкольников является формирование у них активного положительного отношения к славным защитникам нашей Родины — к воинам Российской Армии. Героизм, мужество, стойкость, готовность совершать подвиги во имя Родины — эти черты российского воина понятны старшим дошкольникам, вызывают у них желание подражать воинам, быть такими же мужественными и смелыми, сильными и выносливыми, создают благоприятные условия для формирования у детей мотива («хочу быть таким, как солдат: смелым, сильным, выносливым, ловким»).
Формирование у дошкольников нравственных чувств — таких как патриотизм, происходит через организацию специально разработанных физкультурных занятий и подвижных игр, тем самым прослеживается тесная связь физического воспитания с нравственным, с воспитанием в духе патриотизма.
Данное мероприятие воспитывает уважение к людям военной профессии и вызывает желание подражать им, быть твердыми духом, выносливыми, смелыми, упорными, готовыми всегда прийти на помощь товарищу, воспитывает командный дух и сплоченность детского коллектива.
б)Воспитание любви к Малой Родине.
В основу патриотического воспитания в детском саду должна быть положена любовь к своему родному краю, к своей Малой Родине. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы познавательного интереса к изучению города, окружающего ребенка макромира, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения, что составляет базу для духовно — ценностного и гражданского воспитания [14].
Краеведение играет огромную роль в деле патриотического воспитания, оно неоценимо в приобщении к миру красоты и добра, в воспитании хорошего вкуса, высоких норм поведения в обществе.
Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди — все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств, и активную позицию в этом вопросе занимают педагоги. Очень важно прививать детям чувство любви к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Основными формами организации работы с детьми в данном направлении являются:
-интегрированные занятия;
-дидактические игры;
-познавательные игры;
-познавательные рассказы педагогов, родителей, ветеранов ВОВ, бабушек, дедушек;
-совместные семейные праздники, развлечения;
-работа с моделями и схемами;
-самостоятельная, творческая, продуктивная деятельность детей;
-чтение познавательной литературы;
-экскурсии, целевые прогулки, походы;
-беседы;
-совместная и самостоятельная работа с иллюстрациями и фотоматериалом;
-участие в городских конкурсах.
Осознавая значимость воспитания любви к Отчизне в формировании нравственно-патриотических чувств дошкольников, педагоги разрабатывают и успешно внедряют проектный вид деятельности по ознакомлению с Малой Родиной в ДОУ.
в)Музейная педагогика.
Центральные задачи музейной работы в ДОУ:
-сохранение культурного наследия района, города, детского сада;
-приобщение к судьбам страны, «малой родины», семейным ценностям;
-воспитание патриотического сознания дошкольников;
-формирование нового содержания в образовании детей дошкольного возраста отвечающего требованиям современности;
-включение музея в единое учебно-воспитательное пространство дошкольного учреждения.
Также следует разработать цикл занятий об истории детского сада для воспитанников и цикл лекций для взрослых. Организуются встречи с ветеранами, празднования юбилеев сотрудников и детского сада.
В музее проводятся экскурсии, занятия по военной тематике, приглашаются в гости ветераны войн, готовятся подарки ветеранам, создаются газеты памяти и т.д.
Для ознакомления дошкольников с родным городом может быть разработан комплекс занятий, памятки для педагогов по истории города, вместе с детьми ежегодно оформляются альбомы «История создания города», создаётся видеофильм «Наш город», в котором экскурсоводами являются сами дети.
г)Воспитание этнической толерантности.
В основе патриотического воспитания находится понятие «толерантность». Формирование толерантных качеств — длительный и сложный процесс, начинающийся с появления детей на свет, далее в период становления личности и в какой-то мере протекающий в течение всей жизни.
Воспитание толерантных отношений у детей старшего дошкольного возраста может организовываться через игровую, образовательную, продуктивную, театрализованную, музыкальную деятельность, организацию экскурсий, семейных праздников. Колоритность, самобытность такого досуга наполнят ребенка радостью и чувством сплоченности и дружественности, позволит и родителям, присутствующим и участвующим на таких праздниках, понять и принять многообразие этнического мира.
Осознание большого значения формирования этнической толерантности в становлении гражданской позиции, нравственных качеств личности дошкольника, послужило поводом для проектирования методов и форм работы в данном направлении.
д)Работа с родителями.
Семья — первый социальный институт ребёнка, где он усваивает моральные принципы и нормы, семья — транслятор нравственного, духовного опыта, имеющий огромный воспитательный потенциал. В народе говорят: «хороший пример — лучше, чем сто слов», воплощая этот мудрый педагогический прием в жизни, мы вовлекаем семью в жизнедеятельность ДОУ, в систему работы по патриотическому воспитанию дошкольников.
Родители воспитанников в большинстве своём поддерживают традиции в проведении массовых открытых мероприятий и праздников, посвященных Дню семьи (Петра и Февронии), Дню Матери, Дню защитника Отечества. Отношения с родителями строятся по принципу доверительного партнерства, моральной поддержки и взаимопомощи. Родители всегда положительно отзываются о проводимых в детском саду традиционных русских праздниках. Ежегодно организуются проекты «Мы помним… Спасибо!».
В группах могут быть организованы развивающие центры по патриотическому воспитанию: «Государственная символика», «Атрибуты воинской службы», военная техника.
Старшие группы ДОУ могут участвовать в Вахте Памяти у Вечного огня, в выставках творческих работ, экскурсиях к Монументу Славы.
Также старшие дошкольники могут участвовать в концертно-строевой программе «Парад Победы». Для этого в течение месяца дети старших и подготовительных групп проходят строевую подготовку, готовят концертные номера. К подготовке могут быть привлечены родители-военнослужащие. Детей уже можно научить отдавать рапорт командующему Парадом.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного развития ребенка и личного примера окружающих взрослых, начиная с раннего детства. Родина — это не та страна, в которой живёт человек, а та, которая живет в каждом человеке.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ