Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста в природе

Цели и задачи

Цель исследования - теоретически обосновать и опытно-поисковым путем проверить эффективность педагогических условий формирования основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Введение и актуальность


Второе педагогическое условие: создание предметно-пространственной развивающей среды, отвечающей современным требованиям и задачам формирования безопасного поведения детей; обеспечивающей эффективность образовательного процесса. Важным условием успеха работы дошкольной образовательной организации по формированию культуры безопасности у дошкольников является создание предметно - пространственной среды, отвечающей современным требованиям и задачам формирования культуры безопасности.
Деятельность ребенка в условиях обогащенной среды позволяет проявлять любознательность, пытливость, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях активизирующей развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности. Он действует, исходя из своих интересов и возможностей, стремится к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию. В таком подходе к организации детской деятельности заложен механизм саморазвития, самореализации растущего человека [11].
В старшем дошкольном возрасте все виды деятельности осуществляются в соответствии с осознаваемой ими (в большей или меньшей степени) целью, возникают достаточно устойчивые познавательные интересы [5]. Сюжетно-ролевые игры имеют большое значение для осмысления социальных отношений, знания и опыта, связанных, в т. ч. с правилами безопасности.
Третье педагогическое условие: совокупность методов и средств, направленных на формирование безопасного поведения детей и обеспечивающая успешное решение задач образовательного процесса.
К средствам формирования знаний и мотивам безопасного поведения можно отнести: наглядные средства (картины, слайды, иллюстрации с изображением опасных явлений живой и неживой природы детей, попавших в опасную ситуацию);
- дидактические игры, направленные на освоение знаний безопасного поведения и источников опасности;
- художественную литературу, помогающую ребёнку осознать необходимость выполнения правил безопасности жизнедеятельности;
- имитационно- игровые упражнения, содержание которых направлено на усвоение опыта безопасного поведения;
- технические и информационные средства обучения (кинофильмы, мультфильмы), направленных на формирование безопасного поведения в природе.
Четвёртое педагогическое условие - взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи, направленное на формирование безопасного поведения детей.
Признание государством приоритета семейного воспитания, требует особых взаимоотношений родителей и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого безопасного пространства развития ребёнка.
Итак, педагогические условия являются основанием процесса приобщения детей старшего дошкольного возраста к правилам безопасного поведения.

Заключение и вывод

Итак, проведенное исследование дает основание для следующих выводов.
В ходе анализа психолого-педагогической литературы нами выявлено, что вопрос формирования основ безопасности в природе у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада является актуальным и на сегодняшний день, хотя в истории дошкольного образования вопрос безопасности детей рассматривался исследователями еще в середине XIX века.
Под культурой безопасности жизнедеятельности ребенка ученые подразумевают совокупность трех компонентов: информационный компонент - знания о безопасности жизнедеятельности человека ("Я знаю правила безопасности жизнедеятельности"); поведенческий компонент - умение действовать в проблемных ситуациях ("Я умею использовать правила безопасности жизнедеятельности"); эмоционально-волевой компонент - правильно реагировать на проблемные ситуации, осознанное отношение к жизни и здоровью человека ("Я хочу следовать правилам безопасности жизнедеятельности").
Нами были определены наиболее значимые психолого-педагогические условия приобщения детей старшего дошкольного возраста к правилам безопасного поведения:
1. Повышение компетентности педагогов по проблеме формирования безопасного поведения у дошкольников.
2. Создание предметно-пространственной развивающей среды, отвечающей современным требованиям и задачам формирования безопасного поведения детей, обеспечивающей эффективность образовательного процесса.
3. Совокупность форм, методов и средств, направленная на формирование безопасного поведения детей и обеспечивающая успешное решение задач образовательного процесса.
4. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи, направленное на формирование безопасного поведения детей.
Нами был изучен опыт работы МБДОУ … по формированию у старших дошкольников основ безопасного поведения в природе. С целью определения эффективности используемых в детском саду педагогических условий была проведена диагностика детей старшей группы № 1. Данные проведённой исследовательской работы позволили сделать вывод о том, что дети имеют достаточно высокий уровень сформированности основ безопасного поведения в природе.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ