Управление командой проекта на различных этапах его функционирования
Цели и задачи
Цель данной работы – анализ системы развития команды проекта конкретного предприятия и разработка рекомендаций по совершенствованию процесса развития команд проектов.
Введение и актуальность
В зависимости от особенностей темперамента, меняется область решаемых задач. Так, холерику целесообразно поручать скоростные и рискованные задачи, требующие интуиции, агрессии, скорости и энергии. Сангвинику - скоростные и гибкие задачи, не требующие высокого уровня ответственности. Флегматику - масштабные задачи, связанные с расчетами и прогнозами, нескоростные, достаточно монотонные. И наконец, меланхолику - только тактические рутинные поручения [4].
Помимо функциональных ролей, определяющих компетенция в некоторой области, члены команды при выполнении работы могут играть и социальные роли, которые показывают, как данный член команды влияет на процесс выполнения работы. Доктор психологических наук и выпускник Кембриджа Мередит Белбин выделил следующие 9 социальных ролей [3], которые независимо от численного состава должны присутствовать в каждой команде проекта, которая стремится эффективно организовать свою работу.
Социальные роли в команде по Мередиту Белбину:
«Мыслитель» - обладает богатым воображением, выдвигает новые идеи и стратегии, уделяя особое внимание главным проблемам, с которыми сталкивается команда. Привносит креативность, оригинальный и нестандартный подход;
«Исполнитель» - претворяет идеи в практические действия. Консервативен, обладает развитым чувством долга и предсказуем. Выполняет работу, которую никто не хочет делать;
«Доводчик» - следит за тем, чтобы задания выполнялись полностью и своевременно. Поддерживает в команде настойчивость в достижении цели, активно стремится отыскать работу, которая требует повышенного внимания и старается, насколько возможно, избавить команду от ошибок, связанных как с деятельностью, так и с бездеятельностью. Старателен и добросовестен;
«Оценщик» - анализирует проблемы с прагматической точки зрения, оценивает идеи и предложения таким образом, чтобы команда могла принять сбалансированные решения. Исповедует беспристрастный критический анализ ситуации;
«Исследователь ресурсов» - владеет искусством переговоров и эффективных коммуникаций, налаживает внешние контакты, которые могут быть полезными для команды, и проводит все последующие переговоры;
«Формирователь» - ориентирован на решение поставленной задачи. Придает законченную форму действиям команды, направляет внимание и пытается придать определенные рамки групповым обсуждениям и результатам совместной деятельности;
«Коллективист» - гармонизирует отношения в команде и устраняет разногласия, делает возможным применение навыков членов команды с трудными характерами, улучшает взаимопонимание между ними. Мягкий, восприимчивый и дипломатичный;
«Координатор» - выбирает путь, по которому команда движется вперед к общим целям, обеспечивая наилучшее распределение её ресурсов, умеет обнаружить сильные и слабые стороны команды и обеспечить наибольшее применение потенциала каждого участника команды. Полон энергии, обладает высокой мотивацией. Является социальным лидером;
• «Специалист» - преданный и самодостаточный. Обладает редко встречающимися навыками и умениями. Предпочитает вносить вклад на этом узком фронте.
Следует отметить, что один и тот же человек может играть одновременно несколько ролей. Поэтому чем шире спектр ролей, которые способен человек сыграть в команде, тем более ценным членом команды он является.
Таким образом, понимание и принятие личностных и психологических особенностей сотрудников, позволит руководителю проекта сформировать команду таким образом, чтобы все члены команды занимались именно той работой, которая наиболее полно соответствует их характеру, что в конечном счете повлияет на продуктивность их деятельности и результат проекта.
Заключение и вывод
На сегодня в России имеется много проектно-ориентированных компаний, имеющих необходимые инструменты внутренних коммуникаций и установленную систему по оплате трудовой деятельности. Часто такие предприятия сталкиваются с проблемой управления персоналом.
Возникают проблемы и с планированием работы руководителя и с адекватным анализом возможных трудностей.[3]
Управление персоналом проекта начинается с образования проектной группы. Эту группу необходимо формировать до стадии исполнения проекта. Руководитель проекта обязан найти хорошего менеджера и специалистов по планированию и управлению рисками и стоимостью.
Формируя команду стоит учитывать, что существует вероятность риска попросту не найти подходящей кандидатуры. Но если даже будут найдены квалифицированные профессиональные специалисты с опытом, в будущем есть риск их потерять. Эти риски следует учитывать помимо производственных и финансовых рисков. Отсюда появляется проблема мотивации участников проектной команды. Менеджер проекта должен уметь находить индивидуальный подход к каждому участнику команды, чтобы снизить риск ухода специалистов в будущем.
Важную роль при управлении организацией проекта играет лидерство менеджера проекта.[4]
В управление персоналом существует множество тонкостей. Например, после того как создается проект, конкуренты могут создать аналог и переманить к себе только что нанятых сотрудников. Чтобы предотвратить потерю ценного специалиста, необходимо заранее подумать о гарантированной компенсации в случае потери проектной группы, т.е. иметь в резерве человеческие ресурсы, которые могут быть оперативно вовлечены в команду, обходя неблагоприятные последствия.
Очень часто вначале планирования проекта не учитываются риски, связанные с необходимым повышением квалификации или обучением персонала. В этом случае руководителю надо рассчитать возможные временные и финансовые затраты на обучение кадров и согласовать этот вопрос со спонсором. Зачастую такие риски встречаются в инновационных проектах.
На этапе реализации проекта существует еще одна не менее значимая проблема - это конфликты между участниками команды. Конфликтные ситуации могут по-разному отражаться на успешной работе команды проекта, так как конфликты могут быть как конструктивные, так и деструктивные. [4]
В любом проекте сотрудники, привыкая к условиям и особенностям профессиональной деятельности, могут, как увеличить, так и снизить успешность работы друг друга, различно оказывая влияние на конечный результат и достижение совместной цели. Влияние навыков менеджера проекта на эффективность работы работников проявляется тогда, когда продукт деятельности представляет собой результат объединения индивидуальных усилий всех участников коллективного труда.[4]
Формирование команды проекта - отдельная задача проектного управления, когда все усилия направлены на объединение квалифицированных специалистов в группу, способную самостоятельно анализировать и реализовывать функциональные задачи проекта. Этапы формирования команды проекта: определение задач; распределение ролей, определение необходимой квалификации членов команды и их количества; согласование; определение условий и ресурсов проекта; формирование команды проекта. Принципы формирования команды для управления проектом: заказчик и подрядчик являются ведущими участниками проекта, для управления проектом создается единая команда во главе с руководителем проекта. Важным фактором эффективности сформированной команды управления проектом является разработка и внедрение полноценной системы мотивации и стимулирования проектных команд.
Управление проектом МФЦ «Италмас» предполагает организацию, планирование, руководство, координацию трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов на протяжении всего цикла, направленных на эффективное достижение его целей путем применения современных методов, техники и технологии управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству и удовлетворению участников проекта.
Таким образом, анализ процесса формирования команды проекта позволил выявить особенности управления процессом формирования команды проекта. Для целей управления проектом МФЦ «Италмас» разработаны организационная структура команды проекта и матрица ответственности.
Возникают проблемы и с планированием работы руководителя и с адекватным анализом возможных трудностей.[3]
Управление персоналом проекта начинается с образования проектной группы. Эту группу необходимо формировать до стадии исполнения проекта. Руководитель проекта обязан найти хорошего менеджера и специалистов по планированию и управлению рисками и стоимостью.
Формируя команду стоит учитывать, что существует вероятность риска попросту не найти подходящей кандидатуры. Но если даже будут найдены квалифицированные профессиональные специалисты с опытом, в будущем есть риск их потерять. Эти риски следует учитывать помимо производственных и финансовых рисков. Отсюда появляется проблема мотивации участников проектной команды. Менеджер проекта должен уметь находить индивидуальный подход к каждому участнику команды, чтобы снизить риск ухода специалистов в будущем.
Важную роль при управлении организацией проекта играет лидерство менеджера проекта.[4]
В управление персоналом существует множество тонкостей. Например, после того как создается проект, конкуренты могут создать аналог и переманить к себе только что нанятых сотрудников. Чтобы предотвратить потерю ценного специалиста, необходимо заранее подумать о гарантированной компенсации в случае потери проектной группы, т.е. иметь в резерве человеческие ресурсы, которые могут быть оперативно вовлечены в команду, обходя неблагоприятные последствия.
Очень часто вначале планирования проекта не учитываются риски, связанные с необходимым повышением квалификации или обучением персонала. В этом случае руководителю надо рассчитать возможные временные и финансовые затраты на обучение кадров и согласовать этот вопрос со спонсором. Зачастую такие риски встречаются в инновационных проектах.
На этапе реализации проекта существует еще одна не менее значимая проблема - это конфликты между участниками команды. Конфликтные ситуации могут по-разному отражаться на успешной работе команды проекта, так как конфликты могут быть как конструктивные, так и деструктивные. [4]
В любом проекте сотрудники, привыкая к условиям и особенностям профессиональной деятельности, могут, как увеличить, так и снизить успешность работы друг друга, различно оказывая влияние на конечный результат и достижение совместной цели. Влияние навыков менеджера проекта на эффективность работы работников проявляется тогда, когда продукт деятельности представляет собой результат объединения индивидуальных усилий всех участников коллективного труда.[4]
Формирование команды проекта - отдельная задача проектного управления, когда все усилия направлены на объединение квалифицированных специалистов в группу, способную самостоятельно анализировать и реализовывать функциональные задачи проекта. Этапы формирования команды проекта: определение задач; распределение ролей, определение необходимой квалификации членов команды и их количества; согласование; определение условий и ресурсов проекта; формирование команды проекта. Принципы формирования команды для управления проектом: заказчик и подрядчик являются ведущими участниками проекта, для управления проектом создается единая команда во главе с руководителем проекта. Важным фактором эффективности сформированной команды управления проектом является разработка и внедрение полноценной системы мотивации и стимулирования проектных команд.
Управление проектом МФЦ «Италмас» предполагает организацию, планирование, руководство, координацию трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов на протяжении всего цикла, направленных на эффективное достижение его целей путем применения современных методов, техники и технологии управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству и удовлетворению участников проекта.
Таким образом, анализ процесса формирования команды проекта позволил выявить особенности управления процессом формирования команды проекта. Для целей управления проектом МФЦ «Италмас» разработаны организационная структура команды проекта и матрица ответственности.
Нужна похожая работа?
Оставь заявку на бесплатный расчёт