Формирование мотивации к занятиям физическими упражнениями у детей разных возрастных групп

Цели и задачи

Цель исследования – анализ формирования мотивации к занятиям физическими упражнениями у детей разных возрастных групп.

Введение и актуальность


А.Л. Попов отмечал, что в основе мотивации лежит опыт человека, привлекший занимающихся возможностями проявления физической активности, общения в коллективе, коррекции физических и психических недостатков, освоения «нового» вида спорта, познания своих возможностей. Дальнейшее развитие мотивации будет связано с достижением определенных успехов в спорте, раскрытием актуальных знаний и навыков. Мотивация «создается» длительное время, впрочем, как и волевые качества, и должна формироваться, начиная уже с этапа начальной двигательной подготовки.
На развитие мотивации к спортивной деятельности оказывают влияние: различные приемы (поощрения и наказания), успех или неудача, комфортный климат в коллективе, привлекательность и доступность двигательного содержания и др.
На этапе начальной подготовки для развития мотивации очень важно в тренировочный процесс младших школьников включать игру как ведущий вид деятельности. А.В. Запорожец подчеркивает, что игра является интересной и доступной формой тренировочной деятельности для детей, которая предполагает благоприятные условия для освоения новых движений.
Проанализировав информационные источники, следует сделать вывод о том, что систематическая спортивная деятельность немыслима без устойчивой мотивации, а особенно важное место мотивация занимает на этапе начальной подготовки. Наиболее эффективным мотивационным фактором и средством на данном этапе является применение игрового метода.

Заключение и вывод

Развитие положительно устойчивой мотивации к занятиям физической культурой и спортом является предпосылкой воспитания личности учащегося.
Мотивация – это разумная (осознанная) причина инициативы человека, направленная на достижение определенной цели, совокупность желаний к определенной активности людей, которые стимулируют, регулируют и порождают данную инициативность.
Мотивационная сфера занимает особое место в занятиях физической культурой и спортом. Мотивационная сфера личности представляет интерес в связи с проникновением в процессе исследования во внутренний план действий развивающегося человека, его приобщения к пониманию своего внутреннего мира и отработки умений в саморегуляции, самовоспитании и самоуправлении своим поведением. Формирование мотивационной сферы зависит от особенностей целенаправленной деятельности и различных социально- психологических контактов самопознания и самосовершенствования. Мотивация спортивной деятельности определяется как внутренними, так и внешними факторами, меняющими свое значение на протяжении взросления личности.
Существует определенная динамика мотивации к занятиям физической культурой и спортом по мере взросления ребенка, в связи с этим учителю физической культуры необходимо уделять внимание анализу данной мотивации на различных этапах становления личности по следующим критериям: по количеству времени, необходимого для достижения поставленных целей; по методам и приемам формирования и поддержания направленности на успех; по способам вероятных поощрений; по видам совместных мероприятий для укрепления коллектива; по средствам привнесения положительных эмоций на учебные занятия.
Содержание и структура мотивации к занятиям физической культурой и спортом со временем претерпевает значительные изменения. Так, дошкольный и младший школьный возраст является сензитивным для формирования таких разнонаправленных мотивов, как мотив достижения успехов и мотив избегания неудач, вследствие чего именно этот период обучения наиболее благоприятен для формирования мотивации достижения успеха и закрепления её как одной из существенных составляющих положительной мотивации к занятиям физической культурой и спортом. Кроме того, для младших школьников характерна склонность к активной физической и эмоциональной деятельности, удовлетворение данных потребностей позволит сформировать устойчивую положительную мотивацию к занятиям физической культурой.
В подростковом возрасте мотивационные линии (самопознание, самовыражение и самоутверждение) связаны преимущественно с динамичным стремлением к самосовершенствованию личности. Появление в подростковом периоде новых мотивов учения дает возможность открыть такие резервы формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом, как желание ощутить себя взрослым, стремление учащегося к самостоятельности, дифференциация и специализация спортивных интересов.
Старший школьный возраст делает необходимым обращение учителя физической культуры к развитию нового познавательного мотива - самообразования, также следует начать формирование социальных позиционных мотивов, связанных с отношением к физической культуре как популярному стилю жизни, немаловажным в этот период становится усиление деловой ориентации школьников на приобретение знаний в области физической культуры.
Таким образом, повышение мотивации школьников к занятиям физической культурой и спортом, в долгосрочной перспективе оказывающее влияние на увеличение уровня здоровья населения и популяризацию здорового образа жизни, играет особую роль в сложном и многофакторном процессе развития школьников.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ