Основные концепции правового регулирования

Цели и задачи

Целью исследования является рассмотрение понятия и сущности концепций правового регулирования, с учетом современных научных взглядов.

Введение и актуальность


По его мнению, этого можно достичь путем обеспечения разделения и равновесия властей. Он называет законодательную, исполнительную и судебную власть. Именно эти ветви власти распределяются между различными органами и, будучи независимыми, друг от друга по своему составу и статусу, но связанных между собой внутренней зависимостью вверенных им функций, сдерживают друг друга.
Для выяснения сущности этого принципа в современной науке конституционного права необходимо решить следующие задачи: во-первых, единство государственной власти; во-вторых, природу распределения государственной власти; в-третьих, понятие ветви власти и ее виды; в-четвертых, концепцию сдерживания и противовесов, идею субсидиарности ветвей власти; в-пятых, модели распределения государственной власти и регулирования.
Собственно, Великая хартия вольностей, укрепление суверенитета способствовала тому, что в Новое время многие государства мира признали жизнь и здоровье человека, его право собственности высшими ценностями, для защиты которых необходимы соответствующие механизмы правового регулирования. Права человека – общее благо, которое выступает в качестве естественного предела государственной деятельности. Избежать злоупотреблений государственной властью можно с помощью разграничения публично-властных полномочий между органами власти.
Таким образом, в древние времена правовое регулирование как юридическая категория было весьма ограниченным, жестким, и безраздельно осуществлялось правителем (монархом, тираном, деспотом). Например, правители в странах Древнего Востока обладали неограниченной властью. В эпоху Возрождения основы правового регулирования расширились за счет признания важности и значимости прав и свобод человека и гражданина, ограничения пределов государственной власти. В настоящее время управление в государстве рассматривается как прямое воздействие на подчиненные объекты, а правовое регулирование – это нормативное установление порядка деятельности и осуществление контрольных функций в отношении негосударственных объектов. Правовое регулирование характеризуется рядом применяемых методов воздействия, которые определяют компетенцию соответствующих органов власти. Все методы правового регулирования являются его проявлениями, которое применяется исполнительными органами власти в прямом или косвенном варианте воздействия.

Заключение и вывод


По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Правовое регулирование является важнейшим элементом правового воздействия. Оно является очень широкой и сложной системой, которая включает в себя ряд действий по упорядочению и нормализации отношений в обществе путем воздействия на субъекты. Важную роль в системе воздействия играют правовые методы и средства правового регулирования.
2. Предметом правового регулирования является совокупность устойчивых общественных отношений однородного типа, нуждающихся в нормализации и упорядочивании. Законодатели четко определяют границы предмета регулирования. Необходимо это для невмешательства в личную жизнь граждан. Для национального и международного общества проблема пределов осуществления основополагающих прав человека и реализации государственной власти носит особо важный характер. И, действительно, значимость прав человека является исключительной как для индивида, так и для общества в целом, однако именно сегодня, как представляется, в процессе создания моделей правового регулирования одним из исходных ориентиров для законодателя должны выступать определенные рамки прав человека.
3. Конституция Российской Федерации гарантирует защиту прав и свобод человека в государстве, провозглашает приоритет прав и свобод человека. С государственным вмешательством в права человека и гражданина связано понятие позитивной дискриминации, применяемое как правовое мероприятие, направленное на ускорение достижения в обществе фактического равноправия всех лиц. При таких условиях она считается правомерной и заключается в законодательном установлении временных неравноправных, дифференцированных стандартов и привилегий для защиты тех, кого дискриминируют.
Основаниями для определения ограничений прав и свобод, в первую очередь, является нарастание проблем мирового характера, которые зачастую свидетельствуют о возможности кризиса национальной экономики и рыночных отношений, а также нарушения правовых отношений в обществе и государстве. Поэтому правильное применение ограничения прав и свобод поможет целесообразнее относиться и оценивать уровень правового развития государства.
4. Метод правового регулирования – это приемы, способы, средства воздействия на общественные отношения. Фактически методы правового регулирования – это юридический инструментарий, с помощью которого органы государственной власти оказывают воздействия на общественные отношения, дабы придать им желаемое развитие. Соответствующие методы и способы правового регулирования позволяют формулировать в современной правовой науке различные концепции правового регулирования.
5. В настоящее время большинство правоведов придерживаются концепции двух методов регулирования, и относят к способам регулирования три элемента: обязывание, дозволение и запрет. Обязывание и запрет относятся к императивной группе, а дозволение – к диспозитивной. В случае с запретом закон запрещает то или иное деяние, а за нарушение нормы устанавливаются санкции. Обязывание – это возложение на людей обязанностей (например, уплата налогов, воинский долг, исполнение договора). Дозволение дает право человеку самому выбирать тип поведения. Таким образом, правовое регулирование деятельности общества может проявляться в самых разных формах и видах.
Понятие регулирования в правовой сфере имеет два основных типа. Первый тип – общедозволительный. Здесь действует принцип разрешения всего того, что напрямую не запрещается законами. Круг дозволительного регулирования также ограничен. В данном случае может регулироваться правовой статус человека, осуществление гражданского оборота и др. Второй тип – разрешительный. В данном случае действует обратная формулировка: устанавливается запрет на все то, что напрямую не разрешается законами. На реализацию отдельных видов деятельности может требоваться специальное разрешение, например, лицензия.
Правовое регулирование может быть реализовано несколькими способами. Стоит выделить нормативное (с помощью общих законов), индивидуальное (односторонние договоры и акты, например, судебные решения), государственное и негосударственное, централизованное и децентрализованное регулирование. По территориальному действию нормы могут иметь локальный, местный, ведомственный и общий характер.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ