Фактор рейтинга в деятельности современных масс-медиа (на примере…)

Цели и задачи

Цель исследования: выявить влияние фактора рейтинга на деятельность современного масс-медиа на примере телеканала «Россия-1».

Введение и актуальность


Важно отметить, что создав и выпустив в эфир скучные телевизионные шоу или сериалы, хотя бы состоящие из нескольких эпизодов, руководство канала рискует за короткий период времени потерять значительную часть аудитории [18, с. 57]. Д.Н. Виноградов подчеркивает, что необходимо понимать: конкуренция на телевизионном рынке крайне велика, и зритель имеет быструю и легкую возможность перейти с одного канала на другой в поиске более интересного для него содержания [13, с. 112].
Важным фактором для повышения рейтинга канала К.П. Ковалев-Случевский называет выбор тем для программ и сериалов. Исследователь подчеркивает, что таковой выбор в определенной степени обусловлен концепцией канала – широкой системой взглядов на его деятельность со стороны его руководства [18, с. 80]. К примеру, если СМИ позиционирует себя как общероссийский общедоступный государственный телеканал («Россия-1»), то в его эфире можно найти материалы на актуальные политические (к примеру, в новостных программах), социальные («Андрей Малахов. Прямой эфир») и прочие темы.
Если создатели телеканала позиционируют его как СМИ, посвященное культуре во всех ее проявлениях и аспектах («Культура»), то в его содержании будет не много материалов, касающихся, к примеру, государственной политики.
Но подобное наблюдение не означает однообразности содержания. По мнению В.Ф. Познина, крупные федеральные каналы, благодаря разнообразию контента, могут привлекать разные группы аудиторий [24, с. 206-207]. К примеру, «Первый канал» может быть интересен:
– домохозяйкам и пенсионерам – при показе мелодраматических и драматических сериалов («Отчим»);
– взрослой мужской образованной аудитории – при транслировании длительных аналитических программ («Толстой. Воскресенье»);
– детям – при показе детских передач («Умники и умницы»);
– всей семье – при передаче развлекательных телеигр («Поле чудес») и так далее.
По мнению Д.Н. Виноградова, содержательно-тематическая модель СМИ не может существовать в вакууме – в разрыве с окружающей действительностью, на нее всегда влияют различные явные и скрытые факторы в обществе, она находится в зависимости от характера общественного развития и так далее [13, с. 120]. По данным В.П. Сараевой и В.А. Боброва, наиболее популярным телевизионным форматом сегодня являются новости. Они часто становятся «визитными карточками» каналов, собирают перед телеэкранами многомиллионную аудиторию, а значит, отличаются высокими рейтингами. Это объясняется тем, что новости позволяют в короткие сроки узнать, что происходит в стране и мире, ориентироваться в общественных и прочих отношениях [36, с. 142]. Так новости дают людям возможность быть современными членами общества, в котором живут.
Важно отметить, что на рейтинг телеканалов и отдельных программ негативно влияют рекламные вставки – чем их больше и чем они продолжительнее, тем выше вероятность того, что зрители будут переключать канал в поисках другого содержания и не возвращаться к предыдущему каналу, даже несмотря на то, что его авторы представляют интересную по своему содержанию программу [25, с. 72].
Таким образом, рейтинг телеканала в значительной степени зависит от его содержательно-тематической модели. Руководству СМИ стоит всегда уделять большое внимание наполнению эфира контентом, который востребован у реальной аудитории средства массовой информации, и может заинтересовать потенциальную аудиторию.

Заключение и вывод

Понятие рейтинга стоит рассматривать как выявленный показатель значимости или важности какого-либо объекта/явления в сравнении его с другими объектами или явлениями.
Рейтинг используется повсеместно, в том числе на телевидении. В современной конкурентной телевизионной среде, при существовании различных между собой аудиторных групп появляется необходимость выявления (подсчета) того, насколько та или иная программа, фильм или канал в целом были востребованы зрителями.
Видов подсчета телевизионных рейтингов существует несколько, поскольку множество ученых уже продолжительное время занимается этой проблемой. Их интерес к ней обусловлен широким распространением телевидения в целом (стал заметен с 1950-х гг., сегодня достиг своего пика), а также тем, что каналы могут различаться концептуально, тематически и так далее между собой.
Рейтинг телеканала в значительной степени зависит от его содержательно-тематической модели. Очевидно, что содержание канала должно нравиться как можно большему числу людей. Поскольку канал – это СМИ, а любое средство массовой информации создано для того, чтобы привлекать к себе аудиторию.
Фактор рейтинга несомненно влияет на деятельность «России-1». Это заметнее всего проявляется при исследовании рейтинга канала (а значит, всех возможных рейтинговых данных, к примеру, объема переданных телесериалов) за определенный период и содержания «России-1» за то же время – руководство СМИ, опираясь на рейтинговые показатели, пытается максимум – повысить их, минимум – удержать на прежнем уровне благодаря особому формированию содержания.
Так снижение рейтинга в 2018 г. (по сравнению с 2016 г.) – это результат попытки привлечь мужскую аудиторию детективами – остросюжетными произведениями, в основе которых лежит загадочное событие. Ранее в содержании канала выделялись мелодрамы с их показом духовного и чувственного мира героев, их эмоций и прочего.
Так рейтинг оказывает влияние на содержательную концепцию «России-1», а именно на ее важнейшую фильмо-сериальную основу. Новостная основа канала за период 2016-2019 гг. осталась без изменений.
Рейтинг канала в 2018 г. мог снизиться и по другим причинам: устаревшее оформление, работа на «России-1» не слишком популярных в медийном пространстве ведущих. Для сохранения рейтинга на уровне 2018 г., а тем более повышения его в 2019 г., руководству телеканала необходимо принять во внимание эти причины.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ