Домашняя работа. как одна из форм организации учебной деятельности младших школьников

Цели и задачи

Цель исследования: изучение домашней работы, как одной из форм организации учебной деятельности младших школьников по математике.

Введение и актуальность


Во-вторых, нужно ли менять отношение к домашнему заданию, как к виду работы, у преподавателя и ученика? Здесь без сомнения нужно ответить «да». Признавая очевидные преимущества домашнего задания, учителя наблюдают негативное отношение учащихся к нему. Необходимо отметить, что и у преподавателя смешенные чувства к этому виду деятельности, так как его проверка занимает много личного времени и сводится к прочтению материала, бездумно и бессистемно скаченного из интернета. Сами учащиеся отмечают, что их отношение к выполнению домашнего задания зависит от доли креативности при его выполнении [12].
Зачастую всё сводится к прорешиванию бесчисленных упражнений из книги, хотя многократное повторение одного и того же материала играет свою положительную роль в процессе обучения, но отдавать ему большую часть не следует.
Многие учащиеся воспринимают домашнее задание, как форму наказания, поэтому интерес к нему потерян изначально. Другие отрицательные последствия регулирования выполнения домашнего задания включают в себя отсутствие получения удовлетворения от него; оно не проверяется в классе; преподаватель забывает о проверке и обещании поощрения за его выполнение, а также по-разному оцениваются учащиеся с низкими и высокими знаниями по предмету. Иногда то или иное задание может привести межличностному конфликту между студентами, преподавателями, студентами и самим учебным заведением.
Следующим этапом в рассмотрении этого вопроса можно выделить эффективность домашнего задания как такового и эффективные домашние задания в целом.
Для того чтобы домашняя работа была эффективной, определенные принципы должны быть соблюдены:
- Учащиеся должны видеть полезность домашних заданий.
- Учителя должны объяснить цели и задачи поставленной работы.
- Задачи должны быть актуальными, интересными и разнообразными.
- Задачи должны быть решаемыми и достижимыми.
- При этом нужно учитывать затраченное время на его выполнение, избежание перегрузок и полученный результат.
Домашнее задание должно быть включено в общее планирование урока и годовой учебной программы, обязательно проверяться [4].
Для продвинутых учащихся можно предложить внести собственные идеи и задачи, тем самым увеличить степень мотивации в выполнение заданной работы. Конечно, немаловажно давать задания на современные и актуальные темы [10].
Домашняя учебная работа имеет виды, которые зависят от характера заданий:
1) Лежащие в основе развития знаний, умений и навыков
2) Направленные на развитие творческих способностей и учитывающие индивидуальные особенности учеников.
Все домашние учебные занятия могут быть разбиты на три группы: устные, письменные и учебно-практические.
Домашняя самостоятельная работа учеников - важная и неотъемлемая часть учебного процесса. Ее главная цель это расширение и углубление знаний, умений, полученных на уроках, развитие индивидуальных склонностей, дарований и способностей учеников [8].
Основными видами домашнего задания являются:
-Индивидуальная учебная домашняя работа задается отдельным обучающимся класса. Такая работа может быть выполнена на карточках или с использованием тетрадей на печатной основе.
-Групповая учебная домашняя работа – группа обучающихся выполняет задание, являющееся частью общего классного задания.
-Дифференцированная домашняя работа – работа, рассчитанная на разный уровень сложности.
-Одна на весь класс – самый распространенный вид домашней работы, в ходе выполнения которой у обучающихся отрабатываются различные навыки, формируются умения.
-Творческая домашняя работа направлена на развитие творческих способностей обучающихся, создает условия для организации работы с одаренными детьми. Временные рамки выполнения зависят от тематики и сложности задания, временные рамки могут быть до месяца.
С целью повышения качества и эффективности урока, предупреждения перегрузки детей, необходимо регламентировать норму и объем домашних заданий.
При этом учитываются индивидуальные и психофизические особенности детей.
Объем домашнего задания не должен превышать 1/3 объема классной работы. Время, затраченное на выполнение задания по одному учебному предмету должно быть во 2-м классе 20 минут, в 3-4 классах 30 минут.

Заключение и вывод

В домашней работе нельзя ограничивать домашние задания механическим повторением материала по учебнику, выполнением большого количества стереотипных задач и упражнений. Для того чтобы придать домашней работе творческий характер, вызвать к ней интерес у учащихся, в содержание заданий на дом следует включать наблюдения и несложные опыты, решение задач несколькими способами, чтение доступной научно-популярной, технической и художественной литературы, подготовку самостоятельных выводов и заключений (на основе сравнений, измерений и т. п.).
С целью выявления уровня сформированности вычислительных умений и навыков (как основы вычислительной культуры) была проведена диагностическая работа, в которой учащимся было предложено выполнить десять заданий. Итоги проведенной диагностической работы учащиеся экспериментального и контрольного классов в показали, что большинство из них относятся к среднему уровню вычислительной культуры, но имеет место низкий и высокий уровни.
Затем был проведен формирующий эксперимент с использованием разноуровневых заданий по математике как средства формирования вычислительной культуры в экспериментальном 3 «А» классе. Занятия проходили на протяжении 4 месяцев.
Результаты проведенного контрольного этапа показывают, что у учащихся экспериментального класса уровень вычислительных умений и навыков повысился в большей степени, чем у учащихся контрольного класса. Такие результаты диагностики говорят о результативности разработки и эффективности проведенной работы по использованию разноуровневых заданий по математике как средства повышения вычислительной культуры младших школьников.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ