Евразийская интеграция

Цели и задачи

Цель работы заключается в анализе евразийской интеграции по различным направлениям сотрудничества между ее участниками.

Введение и актуальность


В настоящее время наиболее значимым и динамичным уровнем евразийской интеграции является региональная экономическая интеграция как целостное образование, действующее с учетом интересов всех участников во имя достижения общих стратегических целей, обусловленных самыми насущными потребностями самих субъектов в повышении своей конкурентоспособности и создании относительно свободного взаимодействия от влияния внешней рыночной конкуренции.
Вступление в силу 1 января 2015 г. Договора о Евразийском экономическом союзе обозначило новый этап развития евразийской интеграции. В состав ЕАЭС на данный момент входят 5 участников: Россия (с 01.01.2015); Белоруссия (с 01.01.2015); Казахстан (с 01.01.2015); Армения (со 02.01.2015); Киргизия (с 12.08.2015).
При подготовке Договора о ЕАЭС была проведена работа по кодификации договорно-правовой базы ТС и Единого экономического пространства (ЕЭП) в целях оптимизации действующих норм, устранения ряда отсылочных норм, исключения противоречий, восполнения пробелов, для приведения ее в соответствие с правилами и нормами Всемирной торговой организации (ВТО).
Формирование ЕАЭС сопровождается решением задач различной значимости и сложности, в том числе в сфере таможенного регулирования. В Договоре о создании ЕАЭС говорится, что в Союзе осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС и правовыми актами Союза (ст. 46). Реализация этой нормы инициирует процесс формирования новой нормативно-правовой базы таможенной деятельности, призванной обеспечить гармонизацию не только регулятивных, но и охранительных отраслей законодательства.
В рамках ЕАЭС таможенную деятельность регулирует Таможенный кодекс ТС (далее - ТК ТС) и ряд договоров, соглашений и решений уполномоченных органов государств-участников ТС и ЕАЭС. Предполагается, что на смену ТК ТС придет Таможенный кодекс ЕАЭС (ТК ЕАЭС), который будет направлен на упрощение таможенного оборота и создания более лояльного единого таможенного пространства. Он призван регулировать отношения и действия органов сфере таможенного обращения на территории определенных стран, которые ратифицируют кодекс. Вступление в законную силу этого документа автоматически означает прекращение действия ТК ТС. Однако, новый ТК ЕАЭС вступит в силу не раньше 1 января 2017 г. Пока процесс затягивают принципиальные разногласия государств - членов союза в подходах к принципам таможенного регулирования.
С учетом членства в ЕАЭС Казахстана и Киргизии, а также планов вступления в Союз Вьетнама, Таджикистана, Сирии, Индии и других государств, необходимо образование дополнительных таможенных постов на границе Казахстана и Дальнем Востоке. С Вьетнамом уже достигнуты договоренности по вступлению в ЕАЭС. В 2015 году подписано важное Соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и Вьетнамом, которое откроет путь для интенсификации различных направлений сотрудничества.
Однако, в рамках ЕАЭС существует ряд проблем, которые пока не находят своего решения. Это - отсутствие общерегиональной экономической стратегии, несогласованность налогового и банковского законодательства, единого валютного и энергетического рынков, единой транспортной инфраструктуры, без которых наладить стабильный экономический оборот между странами просто невозможно. На данный момент единственным зримым достижением можно считать только создание единого таможенного пространства.
В рамках ЕАЭС развиваются, прежде всего, торгово-экономические отношения. Но динамика сотрудничества слабая и после введения санкций в отношении России постоянно снижается. По данным Евразийской экономической комиссии, по итогам 2015 г. основные показатели снизились примерно на четверть. Объем внешней торговли товарами государств - членов ЕАЭС с третьими странами за I квартал 2016 г. по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. сократился на 27,2%, объем экспорта товаров снизился на 32,6%, импорт уменьшился на 15,7%. Объем взаимной торговли за указанный период составил 84% к уровню прошлого года.
Не способствуют решению проблемных экономических вопросов и представители российского экспертного сообщества, имеющие прямое отношение к политической элите. Так, на Гайдаровском форуме, ежегодно проходящим в стенах Президентской академии – РАНХиГС, традиционно выступают бывшие и действующие ключевые руководители экономического блока Правительства РФ, убежденные в том, что «правительство не совершило ни одной крупной ошибки» (выражение вице-премьера И. Шувалова), но призывающие продолжать приватизацию государственной собственности, сокращать расходы бюджета (министр финансов А. Силуанов), увеличивать пенсионный возраст (экс-министр финансов А. Кудрин) и т.п., создавая негативный образ России - крупнейшего государства ЕАЭС, как «проигравшего конкуренцию» (глава Сбербанка Г. Греф). Тот же Греф еще накануне подписания декларации об евразийской экономической интеграции в 2011 г., рассуждая о перспективах интеграционного сближения Казахстана, России и Белоруссии отмечал, что данный процесс может привести «к объединению проблем в едином экономическом пространстве за счет большего влияния проблем, присутствующих в национальных экономиках трех стран».
Примечательно также, что сами выступающие на Гайдаровском форуме проводили в 90-х гг. рыночные реформы таким образом, что они нанесли непоправимый ущерб национальной экономике, и именно от их решений многие годы зависит экономическая ситуация в стране. Как известно, Форум консолидирует либеральных политиков и экономистов, содействующих трансформации российской экономики в экономику зависимого и периферийного типа. Он объединяет в основном специалистов в области финансового управления, фондового рынка, медиабизнеса, информационных технологий, то есть тех сегментов экономики, которые развиваются как элементы глобального рынка. В тоже время евразийская интеграция не входит в сферу их стратегических приоритетов.
Даже в условиях кризиса идей у политических элит стратегическими задачами ЕАЭС должны являться:
1) разработка долгосрочной общерегиональной стратегии экономического развития;
2) общие региональные целевые установки в промышленной, налоговой, транспортной и миграционной политике;
3) создание общего энергетического рынка - внедрение общих тарифов;
4) образование единого финансового и валютного рынков - введение единой региональной валюты;
5) создание общего информационного и образовательного пространства;
6) создание системы коллективной безопасности.
2.2. Организация Договора о коллективной безопасности

Заключение и вывод

Завершая анализ процесса евразийской интеграции, отметим, что ее важнейшими предпосылками следует считать территориальные, исторические, экономические и социально-культурные факторы развития государств Евразийского континента.
В целях развития экономической интеграции стратегическими задачами ЕАЭС должны являться: разработка долгосрочной общерегиональной стратегии экономического развития; общие региональные целевые установки в промышленной, налоговой, транспортной и миграционной политике; создание общего энергетического рынка - внедрение общих тарифов; образование единого финансового и валютного рынков - введение единой региональной валюты; создание общего информационного и образовательного пространства; создание системы коллективной безопасности.
Значение ОДКБ как многопрофильной региональной организации с военной составляющей на постсоветском пространстве будет только возрастать. Но в построении региональной системы коллективной безопасности необходимо учитывать три ключевых фактора: ОДКБ не является в настоящее время значимым противовесом НАТО; содержание военно-политической доктрины КНР; противоречия между партнерами в рамках евразийской интеграции.
На Евразийском континенте пока нет единого образовательного, научного и информационного пространства. Поэтому, необходимо формировать позитивный образ России и ценностей евразийской интеграции путем создания единого информационного и медийного пространства, которое сегодня представляет, по сути, единственная Межгосударственная телерадиокомпания «Мир», созданная в 1992 году Соглашением глав государств-участников СНГ в целях освещения политического, экономического и гуманитарного сотрудничества и содействия международному обмену информацией.
В целях создания единого образовательного пространства необходимо создание международного евразийского университета с филиалами во всех странах-участницах интеграции. Как известно, первым подобным вузом стал в 1996 г. Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, созданный указом Президента Казахстана.
Идея образовательной интеграции на евразийском направлении развивается Российским советом по международным делам (РСМД), который предлагает евразийское пространство высшего образования выделить в отдельный организационный формат, способный сблизить стандарты в области образования и науки и повысить региональную академическую мобильность.
Будущее евразийской интеграции обусловлено множеством фактором, но важнейшим обстоятельством для России является то, что в своем нынешнем состоянии она не способна в одиночку конкурировать с ведущими мировыми экономическими центрами и противостоять мощным мировым державам. Ей необходимо нарастить «вес», утраченный в результате распада СССР. Это можно сделать, сформировав региональный союз со странами Евразийского континента, расширив экономическое и социально-культурное пространства, усилить с ними плотность взаимодействия и «задвинуть» идеи «глобализма», которыми страна преимущественно руководствовалась последние 25 лет.
Важнейшим направлением углубления интеграции должно стать более активное противодействие ее противникам, включая устранение с руководящих постов лиц, выражающих явную неприязнь к идее Евразийского проекта.
Таким образом, требуется большая целенаправленная работа по различным направлениям укрепления и развития евразийской интеграции, которая обязательно принесет положительные результаты.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ