Эволюция взглядов Л. С. Выготского на отклоняющееся развитие ребёнка

Цели и задачи

Цель исследования – изучение эволюции взглядов Л.

Введение и актуальность


Еще в начале XX в. Л.С. Выготский сформулировала ряд общих и специфических особенностей отклоняющегося развития. Сделано это было в рамках формирования комплексной науки, занимающейся изучением человека – дефектологией. В нее было включено изучение причин возникновения и механизмов проявления отклоняющегося развития.
Понимание данных особенностей является необходимым условием для научного обоснования медико-педагогичечского и коррекционного воздействия.
Л.С. Выготским было сформулировано предположение о критичности нарушения речевого опосредования. Поскольку ориентировочно с двухлетнего возраста речь становится определяющим фактором развития и движущей силой всех психических процессов ее роль нельзя недооценивать. Для развития лобных долей мозга и становления регулирующей функции речи, что влияет на развитие непосредственно речевой функции и является основой мозговой произвольности [8;с.22].
Нейрофизиология и проводимые в данной области исследования указывают на важность своевременного созревания лобных структур. А запаздывания развитии лобных долей мозга может являться характеристикой дизонтогенеза, представленного умственной отсталостью или задержкой развития. При всех отклонениях психического развития в большей или меньшей степени наблюдается дивергенция невербального и вербального поведения, что затрудняет нормальное развитие ребенка и требует использования специальных приемов его воспитания и обучения.Более длительные сроки формирования представлении и понятии об окружающей действительности.
Любой вид дизонтогенетического развития характеризуется нарушением нормального психического отражения действительности, полным или частичным выпадением «психического инструментария»:- снижение интеллектуальных способностей;
- проявление социальной неадекватности;
- пропуск какого -либо вида информации о действительности (зрительной, слуховой, зрительно-слуховой, действенной) [9;с.211].
Для того чтобы у ребенка с той или иной патологией развития сформировались столь же полные и адекватные представления о разных сторонах окружающей действительности, как это происходит у нормально развивающихся детей, необходимы, безусловно, более длительные сроки и специальные методы. Риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированности. Этот параметр появился в последние годы в связи с усилением интеграционных процессов в образовании и со значением, которое стало придаваться развитию социальной компетентности людей, независимо от тяжести и характера имеющихся у них отклонений.Данный параметр означает, что любой дефект затрудняет достижение человеком оптимального баланса между возможностью удовлетворения своих значимых потребностей и имеющимися для этого условиями, включая условия как чисто бытовые, например наличие пандусов для въезда на коляске, так и социально-психологические — готовность ближайшего социального окружения к общению с такими людьми [10;с.150].
Выводы по 1 главе:
Несоответствие развития психических процессов и поведения человека необходимо рассматривать исключительно в связке с нормальными параметрами данных процессов.
В основе проблемы нормативности и ненормативности психического развития лежит категория развития.
Выготский считал, главной движущей силой развития обучение, в ходе которого главным фактором являются природные и исторические особенности человека.
Выготский выделяет кризисные периоды развития психики:
кризис новорожденности
младенческий возраст (2 месяца-1 год)
кризис 1 года
раннее детство (1-3 года)
кризис 3 лет
дошкольный возраст (3-7 лет)
кризис 7 лет
школьный возраст (8-12 лет)
кризис 13 лет
пубертатный возраст (14-17 лет)
кризис 17 лет.
Л.С. Выготским было сформулировано предположение о критичности нарушения речевого опосредования.

Заключение и вывод


Идеи Л.С. Выготского об особенностях психического развития ребенка, о зонах актуального и ближайшего развития, ведущей роли обучения и воспитания, необходимости динамического и системного подхода к осуществлению коррекционного воздействия с учетом целостности развития личности и ряд других нашли отражение и развитие в теоретических и экспериментальных исследованиях отечественных ученых, а также в практике разных типов школ для аномальных детей.
В начале 30-х гг. Л.С. Выготский плодотворно работал в области патопсихологии. Одним из ведущих положений этой науки, способствующих правильному пониманию аномального развития психической деятельности, по мнению известных специалистов, является положение о единстве интеллекта и аффекта. Л.С. Выготский называет его краеугольным камнем в развитии ребенка с сохранным интеллектом и умственно отсталого. Значение этой идеи выходит далеко за рамки тех проблем, в связи с которыми она была высказана. Лев Семенович считал, что "единство интеллекта и аффекта обеспечивает процесс регуляции и опосредствованность нашего поведения (в терминологии Выготского - "изменяет наши действия")" [22;с.154].
Вопрос отклоняющегося развития и работы с данной проблемой остается актуальным по сей день. Огромное количество детей, родителей и педагогов сталкиваются с отклоняющимся развитием. В работах Л.С. Выготского можно проследить эволюцию изучения данной проблемы.
В рамках курсовой работы были рассмотрены подходы Л.С. Выготского к вопросам отклоняющегося развития. Определено понятие компенсации в рамках специальной психологии и ее методы в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Также исследовалось теория дефекта и зон ближайшего развития Л.С. Выготского.
В курсовой задаче были сформулированы и выполнены следующие задачи:
Изучена тематика работ Л.С. Выготского.
Изучены представление Л.С. Выготского об отклоняющемся развитие.
Изучены и описаны основные понятие теории отклоняющегося развития Л.С. Выготского.
Изучена и описана сущность становления и развития представление Л.С. Выготского об отклоняющемся развитие.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ