эмоциональное развитие детей с ограниченными возможностями

Цели и задачи

Цель исследования: определить эффективность психолого- педагогических условий, обеспечивающих эмоциональное развитие воспитанников психоневрологического интерната для детей.

Введение и актуальность


Эмоцию вины, обычно относят к базовым эмоциям, хотя она и не имеет отчетливого мимического или пантомимического выражения. Вообще вопрос о разграничении эмоций стыда, застенчивости и вины и возможности их отнесения к фундаментальным эмоциям представляет особую проблему. Так, эмоции стыда, застенчивости и вины являются базовыми, неотъемлемыми элементами человеческой натуры.
Также эмоции делят на положительные и отрицательные, на позитивные и негативные. Такие эмоции, как страх, гнев, стыд, относятся к категории отрицательных или негативных. И в то же время вспышка гнева может способствовать выживанию индивида или чаще - защите личного достоинства, сохранению личностной целостности, исправлению социальной несправедливости. Полезным для выживания может стать и страх; он, как и стыд, выступает регулятором агрессивности и служит утверждению социального порядка.
Правильнее считать, что существуют такие эмоции, которые способствуют повышению психологической энтропии, и эмоции, которые, напротив, облегчают конструктивное поведение. Подобный подход позволяет отнести ту или иную эмоцию в разряд позитивных или негативных в зависимости от того, какое воздействие она оказывает на внутриличностные процессы и процессы взаимодействия личности с ближайшим социальным окружением при учете более общих этологических и экологических факторов. Так, обычно относимый к разряду негативных эмоций страх чаще всего действительно имеет вредные последствия. Но такая «позитивная» эмоция, как любопытство, может сопутствовать самым разным видам деятельности от сексуального насилия до художественного творчества. Тем не менее, используют по отношению к эмоции термины «позитивная» и «негативная», чтобы относить ту или иную эмоцию к одному из соответствующих классов, в зависимости от степени нежелательности вызываемых ею последствий.[2]
П. В. Симонов определяет следующие функции эмоций:
1.Отражательно-оценочная функция. Согласно этой функции эмоция рассматривается как обобщенная оценка ситуации. Например, эмоция страха развивается при недостатке сведений, необходимых для защиты, как ожидания и предсказания неудачи при совершении действия, которое должно быть выполнено в данных условиях.
2. Переключающая функция. Так как положительная эмоция свидетельствует о приближении удовлетворения потребности, а отрицательная эмоция - об удалении от него, субъект стремится усилить первое состояние и ослабить второе. Эта функция особенно ярко обнаруживается в процессе конкуренции мотивов, при выделении доминирующей потребности, например, борьба между чувством страха и чувством долга, а также при оценке вероятности ее удовлетворения, например: переориентировка на менее важную, но легко достижимую цель: синица в руках побеждает журавля в небе.
3. Подкрепляющая функция. Непосредственным подкреплением, согласно этой функции, является не удовлетворение каких-либо потребностей, а получение желательных или устранение нежелательных стимулов.
4. Компенсаторная функция. Эмоции оказывают влияние на другие церебральные системы, регулирующие поведение, процессы восприятия внешних сигналов и извлечение их из памяти. Именно в этом особенно наглядно обнаруживается компенсаторное значение эмоций. Компенсаторное значение эмоций заключается в их замещающей роли.[6]
Как уже было сказано, существует много определений и теорий понятия «эмоция», «эмоциональное состояние». Но важной особенностью развития эмоционального сферы человека является то, что его эмоциональное состояние и интеллектуальное развитие неразрывно связаны. Однако это единство проявляется как динамическая, а не стабильная связь аффекта с интеллектом: «Все дело в том, что мышление и аффект представляют части единого целого - человеческого сознания». Единство аффекта и интеллекта, согласно Л.С. Выготскому, обнаруживается, во- первых, во взаимосвязи и взаимовлиянии этих сторон психики друг на друга на всех ступенях психического развития и, во-вторых, в том, что эта связь является динамической, меняющейся, причем всякой ступени в развитии мышления соответствует своя ступень в развитии аффекта. Л.С. Выготский отмечал, что «эмоции и когнитивная система совместно обеспечивают ориентировку в окружающем».[9] Сам же автор культурно-исторической концепции прямо указывал: «детская психология не знала проблемы высших психических функций или же проблемы культурного развития ребенка. Поэтому для нее до сих пор остается закрытой центральная и высшая проблема всей психологии - проблема личности и ее развития...». [8]
В исследовании Я.З. Неверович было обнаружено, что эмоции не только выражают особенности мотивов поведения ребенка, но и играют существенную роль в реализации этих мотивов. Данные, полученные в этом исследовании, свидетельствуют о том, что внутренняя детерминация детской деятельности мотивами осуществляется с помощью особого психологического механизма регулирования, названного механизмом «эмоциональной коррекции» поведения. Предмет поведенческого подхода к коррекции эмоциональной сферы - поведение ребенка, через влияние на которое происходит гармонизация его эмоциональных реакций; влиянию подвергаются эмоциональные факторы, отражающиеся в поведении.
В ходе изучения литературы, мы выяснили, что существуют и различные подходы к определению эмоций. В нашей работе, мы опираемся на деятельностный подход к изучению эмоциональной сферы. Деятельностный подход основывается на работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др. Идею деятельностного подхода для психологического изучения эмоциональных процессов выдвинул А.Н. Леонтьев. Эмоции, по его мнению, выполняют функцию внутренних сигналов. Сами по себе эмоции являются психическим отражением непосредственно самой предметной деятельности. Особенность эмоций, по мнению исследователя, состоит в том, что они отражают отношения меду мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации, отвечающей им деятельности субъекта. При этом речь идет не о рефлексии этих отношений, а о непосредственно чувственном их отражении, о переживании. [12]
Таким образом, в нашем исследовании, вслед за теоретиками деятельностного подхода отечественной психологии будем понимать под эмоциональным развитием личности процесс постепенной дифференциации эмоций и чувств; вербализации - осознание своих чувств и чувств другого человека; расширение круга объектов и субъектов, вызывающих эмоциональный отклик; обогащение переживаний, формирование способности регулировать и контролировать чувства. С.Л. Рубинштейн выделяет уровни эмоциональной жизни человека. Эмоциональное развитие личности и его интеллектуальное развитие связаны и взаимообусловлены.

Заключение и вывод

Проблема эмоционального развития личности остается актуальной проблемой психолого-педагогической науки и практики образования и социального обслуживания. Вопросы развития эмоциональной сферы человека представлены в трудах С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Л. С. Выготского, Л. И. Божович, П. П. Блонского, А. В. Петровского, П. К. Анохина и других.
Существует много определений эмоции, эмоциональных состояний, много теорий по развитию эмоций. Также авторами выделяются виды эмоций, функции, а также определяется факт, что эмоциональное развитие человека тесно связано с его интеллектуальным развитием.
Эмоциональное развитие ребенка с рождения проходит длительный этап, и положительное развитие зависит от многих факторов и механизмов. У детей с интеллектуальными нарушениями также страдает эмоциональное развитие и это является актуальной проблемой, решение которой является предметом многих междисциплинарных исследований. Но еще более важной проблемой является нарушения в развитии эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями, проживающих в интернатном учреждении. Для них нужны особые условия для развития их эмоциональной сферы.
Существуют два базовых подхода психокоррекционной работы по эмоциональному развитию детей и подростков. Это такие подходы как деятельностный и психо динамический. Мы в своей работе опираемся на деятельностный подход. Для детей, имеющих диагноз «умственная отсталость умеренной степени», можно выделить преимущества развития эмоциональной сферы с помощью техники арт-терапии. Такие дети не всегда могут выразить вербально свои мысли, чувства, возникающие проблемы. С помощью методик арт-терапии психологические проблемы такого ребенка можно увидеть на невербальном уровне. Особого внимания заслуживают вопросы использования элементов арт-терапии для решения поведенческих проблем детей с ограниченными возможностями: нередко у таких детей и подростков наблюдаются неконтролируемые вспышки агрессии и прочие нарушения в поведении. С помощью арт-терапии можно научить их выражать свою агрессию без вреда для окружающих, контролировать и управлять своим поведением.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ